burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Железнодорожная история Лунинца

Опубликовано: 8 июн 2023

автор: БРКА

Железнодорожная история Лунинца

30 декабря 1884 года из Пинска в Лунинец и далее на Барановичи и Лиду проследовал первый товарно-пассажирский поезд. Тогда в небольшом селе Лунинец появился железнодорожный остановочный пункт, будка стрелочника. В 1885 году было закончено строительство линии ЛунинецРовно, а в 1886 году закончено строительство линии ЛунинецГомель. Станция Лунинец стала крупным железнодорожным узлом из четырех направлений, таким остается и в настоящее время.

       В Лунинце за короткий срок  были построены главные ремонтные мастерские Полесских дорог, шпалопропиточный завод, паровозное депо с поворотным кругом, водонапорные башни. Открылось шестиклассное железнодорожное училище и один класс церковно-приходской школы. К концу ХIХ века в Лунинце насчитывалось уже более трех тысяч жителей.

Доподлинно неизвестно, когда был построен вокзал в г. Лунинец. Это было после открытия железнодорожной ветки Барановичи–Лунинец–Пинск в 1884–1886 гг. Вокзал был одноэтажным, общая площадь его составляла 185 м². В тридцатые годы архитектура вокзала была модернизована.

В истории нет сведений о развитии почтового сообщения в Лунинце, но с развитием железной дороги появились сообщения о развитии местной почты, тогда через Лунинец пошли пассажирские поезда с почтовыми вагонами, появилась необходимость перегруза и приема почты и багажа. Для хранения обменной почты недалеко от станции было построено здание. На вокзале в Лунинце работало небольшое почтовое отделение, где для гашения корреспонденции применялся штамп овальной формы «Лунинец-Вокзал». Кроме почтового отделения на вокзале имелся буфет.

В 1889 году через Лунинец, согласно расписанию, следовали скорый поезд № 1(2), почтовый № 3 (4) и товарно-пассажирский № 7 (8) поезда.

В октябрьские и декабрьские дни 1905 года в Лунинце особенно бурно протекали выступления рабочих, тогда революционно настроенные железнодорожники полностью взяли контроль за движением поездов в свои руки.

Когда карательная экспедиция из Баранович прибыла в Лунинец рабочие паровозного депо перевернули несколько паровозов перед входом в депо, заблокировав тем самым стоящие там 14 паровозов и не дав возможности использовать их царским властям. В память о тех бурных днях на фасаде вокзала установлена мемориальная доска.

В годы Первой мировой войны Лунинец стал крупной тыловой базой Западного фронта. Поэт А. Блок, проходящий военную службу в 13-й инженерно-железнодорожной дружине в Лунинце, писал в Петроград: «утром и вечером нас навещает аэроплан, который бросает бомбы, главным образом, на мост в Парахонске и на станцию Лунинец, где 90 путей».

По Рижскому договору 1921 года Лунинец вместе с Западной Белоруссией отошел  Польше. Останавливается промышленное производство, в т. ч. шпалопропиточный завод, здание которого было разобрано, а кирпич был передан на постройку костела. В 1939 году Лунинец в составе Западной Белоруссии вошел в состав БССР. В конце этого года была организована Брест-Литовская железная дорога. Значение Лунинца как крупной узловой станции возросло.

Район вокзала и привокзальной площади пострадал в годы Великой Отечественной войны. Именно сюда попали первые немецкие бомбы
23 июня 1941 года. Одна из них разрушила здание станции, а другая попала на перрон.

В 1944 году здание вокзала, как и все строения на привокзальной площади, были целиком разрушены, осталось целым только здание станции. Построенное в начале столетия оно стоит и сегодня. После освобождения на месте вокзала, депо, водонапорной башни и других хозяйственных построек лежали груды развалин. Длительное время на месте вокзала стоял снятый с колес трофейный пассажирский вагон, в котором размещались в разное время билетные кассы и станционный буфет. Этот вагон просуществовал до 1953 года. Тогда же был построен вокзал. Современный вокзал был построен в 1967 году.

Я, коренная  лунинчанка, и история моей семьи, как и многих  других, неразрывно связана с  железной дорогой. В 1946 году мой дед Некрасов Иван Павлович  и еще ряд машинистов из г.Ржева Калининской области   с семьями были направлены в БССР, в депо ст.Лунинец, где  дед проработал машинистом паровоза до пенсии. За  трудовые заслуги в мирное время он  был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями «За трудовую доблесть», «За трудовые отличия». Мой отец  Некрасов  Алексей Иванович также  свою жизнь связал с железной дорогой, начинал работать  кочегаром на паровозе, затем стал помощником машиниста, машинистом. Водил грузовые составы, затем  пассажирские. Был машинистом 1-го класса. Отец был награжден орденом «Славы»  3-й степени. Мой брат Некрасов Олег Алексеевич до пенсии проработал  механиком ПОНАБА станции Припять Барановичского отделения Белорусской железной дороги.

          Многие десятилетия в первое воскресенье августа  горожане  особенно торжественно отмечают день железнодорожника. И это заслужено, поскольку именно  железная дорога дала развитие нашему городу/

 

Тамара Грицкевич, адвокат юридической консультации  Лунинецкого района  
ЛУН7.pngЛУН2.pngфл1.png

Опубликовано: 8 июн 2023
Автор: БРКА

Другие новости