Железнодорожная история Лунинца

8 июня 2023

Железнодорожная история Лунинца

Железнодорожная история Лунинца

Первое упоминание о Лунинце относится к 1447 году. В 1588 году в Лунинце насчитывалось 74 дома и 484 жителя. Веками это поселение в пойме реки Припяти было глухой деревней. Идея строительства Полесских железных дорог принадлежит императору Александру Ш, который обратил внимание на нехватку стратегических путей сообщения в местности, граничащей с Западной Европой. В мае 1882 и феврале 1883 г. издано постановление царя о строительстве новых железных дорог, которые, пройдя через Полесье, должны были коренным образом изменить всю жизнь края (той же цели содействовала и экспедиция генерала Жилинского). Эти две линии впоследствии получили название Полесских железных дорог...

30 декабря 1884 года из Пинска в Лунинец и далее на Барановичи и Лиду проследовал первый товарно-пассажирский поезд. Тогда в небольшом селе Лунинец появился железнодорожный остановочный пункт, будка стрелочника. В 1885 году было закончено строительство линии ЛунинецРовно, а в 1886 году закончено строительство линии ЛунинецГомель. Станция Лунинец стала крупным железнодорожным узлом из четырех направлений, таким остается и в настоящее время.

       В Лунинце за короткий срок  были построены главные ремонтные мастерские Полесских дорог, шпалопропиточный завод, паровозное депо с поворотным кругом, водонапорные башни. Открылось шестиклассное железнодорожное училище и один класс церковно-приходской школы. К концу ХIХ века в Лунинце насчитывалось уже более трех тысяч жителей.

Доподлинно неизвестно, когда был построен вокзал в г. Лунинец. Это было после открытия железнодорожной ветки Барановичи–Лунинец–Пинск в 1884–1886 гг. Вокзал был одноэтажным, общая площадь его составляла 185 м². В тридцатые годы архитектура вокзала была модернизована.

В истории нет сведений о развитии почтового сообщения в Лунинце, но с развитием железной дороги появились сообщения о развитии местной почты, тогда через Лунинец пошли пассажирские поезда с почтовыми вагонами, появилась необходимость перегруза и приема почты и багажа. Для хранения обменной почты недалеко от станции было построено здание. На вокзале в Лунинце работало небольшое почтовое отделение, где для гашения корреспонденции применялся штамп овальной формы «Лунинец-Вокзал». Кроме почтового отделения на вокзале имелся буфет.

В 1889 году через Лунинец, согласно расписанию, следовали скорый поезд № 1(2), почтовый № 3 (4) и товарно-пассажирский № 7 (8) поезда.

В октябрьские и декабрьские дни 1905 года в Лунинце особенно бурно протекали выступления рабочих, тогда революционно настроенные железнодорожники полностью взяли контроль за движением поездов в свои руки.

Когда карательная экспедиция из Баранович прибыла в Лунинец рабочие паровозного депо перевернули несколько паровозов перед входом в депо, заблокировав тем самым стоящие там 14 паровозов и не дав возможности использовать их царским властям. В память о тех бурных днях на фасаде вокзала установлена мемориальная доска.

В годы Первой мировой войны Лунинец стал крупной тыловой базой Западного фронта. Поэт А. Блок, проходящий военную службу в 13-й инженерно-железнодорожной дружине в Лунинце, писал в Петроград: «утром и вечером нас навещает аэроплан, который бросает бомбы, главным образом, на мост в Парахонске и на станцию Лунинец, где 90 путей».

По Рижскому договору 1921 года Лунинец вместе с Западной Белоруссией отошел  Польше. Останавливается промышленное производство, в т. ч. шпалопропиточный завод, здание которого было разобрано, а кирпич был передан на постройку костела. В 1939 году Лунинец в составе Западной Белоруссии вошел в состав БССР. В конце этого года была организована Брест-Литовская железная дорога. Значение Лунинца как крупной узловой станции возросло.

Район вокзала и привокзальной площади пострадал в годы Великой Отечественной войны. Именно сюда попали первые немецкие бомбы
23 июня 1941 года. Одна из них разрушила здание станции, а другая попала на перрон.

В 1944 году здание вокзала, как и все строения на привокзальной площади, были целиком разрушены, осталось целым только здание станции. Построенное в начале столетия оно стоит и сегодня. После освобождения на месте вокзала, депо, водонапорной башни и других хозяйственных построек лежали груды развалин. Длительное время на месте вокзала стоял снятый с колес трофейный пассажирский вагон, в котором размещались в разное время билетные кассы и станционный буфет. Этот вагон просуществовал до 1953 года. Тогда же был построен вокзал. Современный вокзал был построен в 1967 году.

Я, коренная  лунинчанка, и история моей семьи, как и многих  других, неразрывно связана с  железной дорогой. В 1946 году мой дед Некрасов Иван Павлович  и еще ряд машинистов из г.Ржева Калининской области   с семьями были направлены в БССР, в депо ст.Лунинец, где  дед проработал машинистом паровоза до пенсии. За  трудовые заслуги в мирное время он  был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями «За трудовую доблесть», «За трудовые отличия». Мой отец  Некрасов  Алексей Иванович также  свою жизнь связал с железной дорогой, начинал работать  кочегаром на паровозе, затем стал помощником машиниста, машинистом. Водил грузовые составы, затем  пассажирские. Был машинистом 1-го класса. Отец был награжден орденом «Славы»  3-й степени. Мой брат Некрасов Олег Алексеевич до пенсии проработал  механиком ПОНАБА станции Припять Барановичского отделения Белорусской железной дороги.

          Многие десятилетия в первое воскресенье августа  горожане  особенно торжественно отмечают день железнодорожника. И это заслужено, поскольку именно  железная дорога дала развитие нашему городу/

 

Тамара Грицкевич, адвокат юридической консультации  Лунинецкого района  
ЛУН7.pngЛУН2.pngфл1.png

ID: 74533

Название: Железнодорожная история Лунинца

Картинка для анонса: Array

Детальное описание: 

30 декабря 1884 года из Пинска в Лунинец и далее на Барановичи и Лиду проследовал первый товарно-пассажирский поезд. Тогда в небольшом селе Лунинец появился железнодорожный остановочный пункт, будка стрелочника. В 1885 году было закончено строительство линии ЛунинецРовно, а в 1886 году закончено строительство линии ЛунинецГомель. Станция Лунинец стала крупным железнодорожным узлом из четырех направлений, таким остается и в настоящее время.

       В Лунинце за короткий срок  были построены главные ремонтные мастерские Полесских дорог, шпалопропиточный завод, паровозное депо с поворотным кругом, водонапорные башни. Открылось шестиклассное железнодорожное училище и один класс церковно-приходской школы. К концу ХIХ века в Лунинце насчитывалось уже более трех тысяч жителей.

Доподлинно неизвестно, когда был построен вокзал в г. Лунинец. Это было после открытия железнодорожной ветки Барановичи–Лунинец–Пинск в 1884–1886 гг. Вокзал был одноэтажным, общая площадь его составляла 185 м². В тридцатые годы архитектура вокзала была модернизована.

В истории нет сведений о развитии почтового сообщения в Лунинце, но с развитием железной дороги появились сообщения о развитии местной почты, тогда через Лунинец пошли пассажирские поезда с почтовыми вагонами, появилась необходимость перегруза и приема почты и багажа. Для хранения обменной почты недалеко от станции было построено здание. На вокзале в Лунинце работало небольшое почтовое отделение, где для гашения корреспонденции применялся штамп овальной формы «Лунинец-Вокзал». Кроме почтового отделения на вокзале имелся буфет.

В 1889 году через Лунинец, согласно расписанию, следовали скорый поезд № 1(2), почтовый № 3 (4) и товарно-пассажирский № 7 (8) поезда.

В октябрьские и декабрьские дни 1905 года в Лунинце особенно бурно протекали выступления рабочих, тогда революционно настроенные железнодорожники полностью взяли контроль за движением поездов в свои руки.

Когда карательная экспедиция из Баранович прибыла в Лунинец рабочие паровозного депо перевернули несколько паровозов перед входом в депо, заблокировав тем самым стоящие там 14 паровозов и не дав возможности использовать их царским властям. В память о тех бурных днях на фасаде вокзала установлена мемориальная доска.

В годы Первой мировой войны Лунинец стал крупной тыловой базой Западного фронта. Поэт А. Блок, проходящий военную службу в 13-й инженерно-железнодорожной дружине в Лунинце, писал в Петроград: «утром и вечером нас навещает аэроплан, который бросает бомбы, главным образом, на мост в Парахонске и на станцию Лунинец, где 90 путей».

По Рижскому договору 1921 года Лунинец вместе с Западной Белоруссией отошел  Польше. Останавливается промышленное производство, в т. ч. шпалопропиточный завод, здание которого было разобрано, а кирпич был передан на постройку костела. В 1939 году Лунинец в составе Западной Белоруссии вошел в состав БССР. В конце этого года была организована Брест-Литовская железная дорога. Значение Лунинца как крупной узловой станции возросло.

Район вокзала и привокзальной площади пострадал в годы Великой Отечественной войны. Именно сюда попали первые немецкие бомбы
23 июня 1941 года. Одна из них разрушила здание станции, а другая попала на перрон.

В 1944 году здание вокзала, как и все строения на привокзальной площади, были целиком разрушены, осталось целым только здание станции. Построенное в начале столетия оно стоит и сегодня. После освобождения на месте вокзала, депо, водонапорной башни и других хозяйственных построек лежали груды развалин. Длительное время на месте вокзала стоял снятый с колес трофейный пассажирский вагон, в котором размещались в разное время билетные кассы и станционный буфет. Этот вагон просуществовал до 1953 года. Тогда же был построен вокзал. Современный вокзал был построен в 1967 году.

Я, коренная  лунинчанка, и история моей семьи, как и многих  других, неразрывно связана с  железной дорогой. В 1946 году мой дед Некрасов Иван Павлович  и еще ряд машинистов из г.Ржева Калининской области   с семьями были направлены в БССР, в депо ст.Лунинец, где  дед проработал машинистом паровоза до пенсии. За  трудовые заслуги в мирное время он  был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями «За трудовую доблесть», «За трудовые отличия». Мой отец  Некрасов  Алексей Иванович также  свою жизнь связал с железной дорогой, начинал работать  кочегаром на паровозе, затем стал помощником машиниста, машинистом. Водил грузовые составы, затем  пассажирские. Был машинистом 1-го класса. Отец был награжден орденом «Славы»  3-й степени. Мой брат Некрасов Олег Алексеевич до пенсии проработал  механиком ПОНАБА станции Припять Барановичского отделения Белорусской железной дороги.

          Многие десятилетия в первое воскресенье августа  горожане  особенно торжественно отмечают день железнодорожника. И это заслужено, поскольку именно  железная дорога дала развитие нашему городу/

 

Тамара Грицкевич, адвокат юридической консультации  Лунинецкого района  
ЛУН7.pngЛУН2.pngфл1.png

Детальная картинка: Array

Кем создан (ID): 1

Кем создан (имя): (admin) БРКА