burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Блог адвоката — Юденко Марина Викторовна

Юденко Марина Викторовна

Юденко Марина Викторовна

Юденко Марина Викторовна

Уголовная ответственность по ст. 415 УК

   Лица, осужденные к ограничению свободы без направления в ИУОТ, иногда не до конца понимают серьезность назначенного наказания и последствия нарушения порядка его отбывания. Часто наблюдаются случаи, когда осужденные поверхностно знакомятся с установленными ограничениями, не требуют разъяснения непонятных для них норм, подписывают документы без прочтения текста. Однако уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы  наказывается лишением свободы на срок до трех лет.     Уголовная ответственность по ст. 415 УК, наступает в случаях, предусмотренных ст. 55 УИК.  Одним из случаев уклонения от отбывания наказания в виде ограничения свободы является нарушение осужденным порядка и условий отбывания данного наказания после вынесения официального предупреждения (п.2 ч.6 ст.55 УИК).    Нарушениями порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы без направления в ИУОТ являются невыполнение осужденным возложенных на него обязанностей, нарушение запретов, указанных в части 5 статьи 48-1 УИК, трудовой дисциплины и общественного порядка.     Согласно ч.5 ст.55 УИК осужденный считается злостно нарушающим порядок и условия отбывания наказания, если он имеет не менее трех взысканий за нарушение порядка и условий отбывания наказания. Осужденному, допустившему злостное нарушение порядка и условий отбывания наказания, выносится официальное предупреждение об уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы.       Таким образом, в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства по ст. 415 УК необходимо проверить законность наложения всех взысканий до официального предупреждения и факт нарушения условий и порядка отбывания наказания - после официального предупреждения. Иными словами, до официального предупреждения проверяется и факт нарушения осужденным, и порядок применения взыскания. А после официального предупреждения - только факт нарушения, применение взыскания не обязательно. Если при оценке законности наложения взысканий до официального предупреждения будет установлено менее 3 законных взысканий, состав  преступления, предусмотренного ст. 415 УК, отсутствует. Так как официальное предупреждение может быть вынесено только после трех и более взысканий. В противном случае официальное предупреждение вынесено с нарушением установленного УИК порядка.        К лицу, отбывающему наказание в виде ограничения свободы без направления в ИУОТ, могут быть применены следующие виды взысканий 1)выговор; 2)лишение разрешения, предоставленного в порядке поощрения, покидать жилище в выходные, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими; 3) дисциплинарная изоляция на срок до пятнадцати суток с выходом или без выхода на работу (учебу).        При установлении нарушения порядка и условий отбывания наказания сотрудник ОВД обязан зафиксировать данный факт. Должны быть взяты объяснения у осужденного и (или) членов его семьи, в случае необходимости лицо подвергается освидетельствованию. О нарушении составляется рапорт, в котором указывается время и обстоятельства допущенного нарушения: «23.08.2019 в 23:43 Иванов не находился в своем жилище». Согласно ст. 56 УИК взыскания, применяемые к осужденным к ограничению свободы, объявляются постановлениями должностных лиц, имеющих право на их применение. В полном объеме взыскания применяются начальником территориального органа внутренних дел. Меры взыскания, предусмотренные п.1, 2 ч.3 ст. 55 УИК имеют право применять заместитель начальника  территориального органа внутренних дел, начальник уголовно-исполнительной инспекции.       К вопросу наложения взыскания нельзя  подходить формально. Из указанных норм следует, что только уполномоченное должностное лицо избирает меру взыскания, выносит постановление в письменном виде и объявляет ее осужденному. Вынесение постановления иным лицом недопустимо.    В случае, если начальником ОВД избрана дисциплинарная изоляция, то на основании постановления о применении меры взыскания, составляется протокол задержания и выносится постановление о водворении осужденного в изолятор временного содержания.    Согласно п.4 ст. 56 УИК При применении мер взыскания учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность и предыдущее поведение осужденного. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести совершенного нарушения.      Таким образом, постановление о наложении меры взыскания выносится на основании изучения личного дела, сведений о предыдущих нарушениях, материалов, фиксирующих факт рассматриваемого нарушения.      При комплексной оценке доказательств можно проверить законность наложения взыскания.      В практике был случай, когда согласно Постановлению начальник  М.-ского РОВД “рассмотрев материалы в отношении Р.” применил меру взыскания в виде дисциплинарной изоляции к Р сроком на 15 суток. Согласно протоколу задержания, Р. задержан в 00-02 на основании Постановления о применении меры взыскания  от 9.12.2019. Следовательно, постановление о мере взыскания  вынесено в период с 00-00 по 00-02 9.12.2019 года. Однако, на тот момент документы для изучения начальнику РОВД объективно не могли быть предоставлены. С 00-05 по 00-15 в отношении Р. проводилось освидетельствование. Также у Р. отбирались объяснения, из содержания которых следует, что они давались после освидетельствования. Начальник РОВД не мог наложить взыскание  9.12.2019 в период с 00-00 по 00-02, так как еще не были оформлены документы (акт освидетельствования, объяснения).    Нарушение порядка применения взысканий (применение взыскания ненадлежащим лицом, вынесение постановления без подтверждения допущенного нарушения) влечет незаконность постановления и принятой меры.       Таким образом, тщательная оценка нарушений порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, проверка законности вынесения официального предупреждения, проверка соблюдения требований УИК при наложении меры взыскания являются обязательными условиями положительного результата по делу.      

15 июн 2020

Юденко Марина Викторовна

Уголовная ответственность по ст. 415 УК

   Лица, осужденные к ограничению свободы без направления в ИУОТ, иногда не до конца понимают серьезность назначенного наказания и последствия нарушения порядка его отбывания. Часто наблюдаются случаи, когда осужденные поверхностно знакомятся с установленными ограничениями, не требуют разъяснения непонятных для них норм, подписывают документы без прочтения текста. Однако уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы  наказывается лишением свободы на срок до трех лет.     Уголовная ответственность по ст. 415 УК, наступает в случаях, предусмотренных ст. 55 УИК.  Одним из случаев уклонения от отбывания наказания в виде ограничения свободы является нарушение осужденным порядка и условий отбывания данного наказания после вынесения официального предупреждения (п.2 ч.6 ст.55 УИК).    Нарушениями порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы без направления в ИУОТ являются невыполнение осужденным возложенных на него обязанностей, нарушение запретов, указанных в части 5 статьи 48-1 УИК, трудовой дисциплины и общественного порядка.     Согласно ч.5 ст.55 УИК осужденный считается злостно нарушающим порядок и условия отбывания наказания, если он имеет не менее трех взысканий за нарушение порядка и условий отбывания наказания. Осужденному, допустившему злостное нарушение порядка и условий отбывания наказания, выносится официальное предупреждение об уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы.       Таким образом, в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства по ст. 415 УК необходимо проверить законность наложения всех взысканий до официального предупреждения и факт нарушения условий и порядка отбывания наказания - после официального предупреждения. Иными словами, до официального предупреждения проверяется и факт нарушения осужденным, и порядок применения взыскания. А после официального предупреждения - только факт нарушения, применение взыскания не обязательно. Если при оценке законности наложения взысканий до официального предупреждения будет установлено менее 3 законных взысканий, состав  преступления, предусмотренного ст. 415 УК, отсутствует. Так как официальное предупреждение может быть вынесено только после трех и более взысканий. В противном случае официальное предупреждение вынесено с нарушением установленного УИК порядка.        К лицу, отбывающему наказание в виде ограничения свободы без направления в ИУОТ, могут быть применены следующие виды взысканий 1)выговор; 2)лишение разрешения, предоставленного в порядке поощрения, покидать жилище в выходные, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими; 3) дисциплинарная изоляция на срок до пятнадцати суток с выходом или без выхода на работу (учебу).        При установлении нарушения порядка и условий отбывания наказания сотрудник ОВД обязан зафиксировать данный факт. Должны быть взяты объяснения у осужденного и (или) членов его семьи, в случае необходимости лицо подвергается освидетельствованию. О нарушении составляется рапорт, в котором указывается время и обстоятельства допущенного нарушения: «23.08.2019 в 23:43 Иванов не находился в своем жилище». Согласно ст. 56 УИК взыскания, применяемые к осужденным к ограничению свободы, объявляются постановлениями должностных лиц, имеющих право на их применение. В полном объеме взыскания применяются начальником территориального органа внутренних дел. Меры взыскания, предусмотренные п.1, 2 ч.3 ст. 55 УИК имеют право применять заместитель начальника  территориального органа внутренних дел, начальник уголовно-исполнительной инспекции.       К вопросу наложения взыскания нельзя  подходить формально. Из указанных норм следует, что только уполномоченное должностное лицо избирает меру взыскания, выносит постановление в письменном виде и объявляет ее осужденному. Вынесение постановления иным лицом недопустимо.    В случае, если начальником ОВД избрана дисциплинарная изоляция, то на основании постановления о применении меры взыскания, составляется протокол задержания и выносится постановление о водворении осужденного в изолятор временного содержания.    Согласно п.4 ст. 56 УИК При применении мер взыскания учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность и предыдущее поведение осужденного. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести совершенного нарушения.      Таким образом, постановление о наложении меры взыскания выносится на основании изучения личного дела, сведений о предыдущих нарушениях, материалов, фиксирующих факт рассматриваемого нарушения.      При комплексной оценке доказательств можно проверить законность наложения взыскания.      В практике был случай, когда согласно Постановлению начальник  М.-ского РОВД “рассмотрев материалы в отношении Р.” применил меру взыскания в виде дисциплинарной изоляции к Р сроком на 15 суток. Согласно протоколу задержания, Р. задержан в 00-02 на основании Постановления о применении меры взыскания  от 9.12.2019. Следовательно, постановление о мере взыскания  вынесено в период с 00-00 по 00-02 9.12.2019 года. Однако, на тот момент документы для изучения начальнику РОВД объективно не могли быть предоставлены. С 00-05 по 00-15 в отношении Р. проводилось освидетельствование. Также у Р. отбирались объяснения, из содержания которых следует, что они давались после освидетельствования. Начальник РОВД не мог наложить взыскание  9.12.2019 в период с 00-00 по 00-02, так как еще не были оформлены документы (акт освидетельствования, объяснения).    Нарушение порядка применения взысканий (применение взыскания ненадлежащим лицом, вынесение постановления без подтверждения допущенного нарушения) влечет незаконность постановления и принятой меры.       Таким образом, тщательная оценка нарушений порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, проверка законности вынесения официального предупреждения, проверка соблюдения требований УИК при наложении меры взыскания являются обязательными условиями положительного результата по делу.      

15 июн 2020