Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Закон № 105-3) к иностранным гражданам может быть применена высылка из Республики Беларусь (далее - высылка) - выдворение иностранца за пределы Республики Беларусь в соответствии с Законом № 105-3). Ее часто путают с депортацией, хотя это по существу одно и то же, за тем исключением, что депортация является специальным видом административного взыскания ответственности (о чем поговорим отдельно). И если депортация может применяться в случаях, прямо предусмотренных КоАП за совершение конкретных административных правонарушений, то высылка может применяться и в иных случаях. Что это за случаи? Они указаны в ст. 65 Закона № 105-3, именно, иностранный гражданин может быть выслан из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, а также после освобождения из арестного дома или исправительного учреждения, если он не может быть подвергнут депортации.Решение о высылке могут приниматься органом государственной безопасности или органом внутренних дел. При принятии решения о высылке, иностранцу определяется срок, в течение которого ему запрещается прибыть (вновь) в Республику Беларусь. Это может быть от шести месяцев до десяти лет. При этом, запрещается любое пересечение границы Республики Беларусь, пусть даже при проезде транзитом, похороны близких и т.д. и т.п. В исключительных случаях такому иностранцу может быть разрешен въезд в Республику Беларусь или сокращен срок высылки, но это отдельная тема, подробно останавливаться в этой статье об этом я не буду. Также, запрет будет действовать вне зависимости от способа прибытия в Республику Беларусь (пусть даже наземным транспортом через границу с РФ, где пограничный контроль отсутствует) либо если иностранец заменил свой паспорт, или паспортные данные, фамилию, имя, сменил или приобрел другое гражданство и т.д. и т.п. Одним словом запрет на въезд касается конкретного физического лица, а не паспорта и т.д. Поэтому если иностранец, сменивший паспорт, гражданство и т.д. прибудет в Республику Беларусь в период срока запрета на въезд, и это каким-либо способом вскроется, он подлежит ответственности за нарушение этого запрета (на въезд). Очевидно, что перечь оснований для высылки носит оценочный или ориентировочно-оценочный характер. Порядок принятия и исполнения решения о высылке определяется постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О порядке высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь» № 146 от 03.02.2006, а по депортации - постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении положения о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь» № 333 от 15.03.2007.Следует особо отметить, что решение о высылке и сроке запрета на въезд в Республику Беларусь по сложившейся практике принимается в зависимости от гражданства иностранного гражданина, его правового статуса в Республике Беларусь (временное пребывание, обучение, ПМЖ и т.д.), семейного положения, особенно наличие брака с гражданином Республики Беларусь, наличие несовершеннолетних детей постоянно проживающих в Республике Беларусь, его характеристики по месту жительства или работы (учебы) и т.п. факторов. На практике, высылке подлежат иностранные граждане и лица без гражданства:1)по которым принято решение о том, что они угрожают национальной безопасности Республики Беларусь;2)совершили преступление (особенно умышленное, тем более если назначено наказание в виде ареста или лишения свободы);3)допустил серьезное нарушение пребывания в Республике Беларусь; 4)неоднократно совершил административные правонарушения.Что касается признания иностранца представляющим угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, то это часто довольно оценочная категория. Решение об этом может быть принято либо органом государственной безопасности (чаще всего), либо (закон не запрещает) – органом внутренних дел. Очевидно также, что если такое решение принято, и здесь не было ошибки (правильно установлена личность иностранца, который признан таковым и т.п.) то обжалование такого решения чаше всего не перспективно (хотя закон не запрещает). Что касается совершения преступления иностранцем. Здесь все более четко. Если в отношении иностранца возбуждено уголовное дело, по нему может быть принято решение о высылке, хотя, по своей сути, это несколько преждевременно, т.к. приговор или иное итоговое решение суда или органа ведущего уголовный процесс по прекращению уголовного дела пусть даже по не реабилитирующим основаниям еще не принято. Иногда, такое решение принимается после вынесение приговора, что выглядит более обоснованным. Вместе с тем, ВАЖНО ОТМЕТИТЬ, что само по себе возбуждение уголовного дела еще не является автоматическим основанием для принятия решения о высылке. Уголовные дела бывают разные. Небольшая кража или скажем убийство, умышленные тяжкие телесные повреждения, разбой и т.д. – это большая разница. На практике, по не значительным преступлениям иностранные граждане, особенно имеющие вид на ПМЖ или разрешение на учебу, во время предварительного следствия под стражу не заключаются, и даже в случае прекращения уголовного дела по ст. 86, 89, УК, или все же осуждением с назначением уголовного наказания в виде штрафа или ареста то далеко не факт что по ним будут приниматься решения о высылке. Это не единичные случаи, но здесь ВАЖНО ОТМЕТИТЬ, что 1)прекращение уголовного дела, например по ст.ст. 86 или 89 УК не означает, что человек имеет судимость 2)имеет значение характеристика иностранца, его правовой статус в Республике Беларусь, семейное положение, род занятий (см. выше). В этой связи, если иностранец все же совершил какое-либо незначительное преступление в Республике Беларусь, лучше если он предпримет меры к надлежащей защите своих прав (если планирует остаться в Республике Беларусь) или возвратиться сюда (если решение о высылке не удастся избежать) 3)при совершении преступлений частного обвинения, надо предпринять меры к урегулированию ситуации, чтобы уголовное дело не было возбуждено. Что касается нарушения порядка пребывания иностранца в Республике Беларусь. Такого рода нарушения могут быть самыми разнообразными. Это и просрочка выезда при завершении срока временного пребывания, это и проживания не по месту регистрации, это и нелегальное трудоустройство либо незаконная предпринимательская деятельность и т.д. и т.п. Чаще всего решение о высылке принимается в случае, когда иностранец либо грубо нарушил правила пребывания, или не реагировал должным образом на предупреждения сотрудниками ОГИМа. Что касается совершения иностранцем административного(ых) правонарушений. Формально это относится к нарушению порядка пребывания иностранца в Республике Беларусь. На практике, решение в этом(их) случаях принимается, когда иностранец неоднократно совершил грубые или значительные адм. правонарушения. Особенно если это связано с таким видом адм. ответственности как административные арест. Однако, следует знать, что формальным основанием для высылки может служить и неоднократное совершение любого по степени значимости адм. правонарушения. ВАЖНО! Высылка бывает добровольной (ст. 66 Закона № 105-3) или принудительной (ст. 67 Закона № 105-3). В первом случае иностранцу в постановлении о высылке предоставляется срок, в течение которого он обязан покинуть территорию Республики Беларусь. Во втором случае, решение о высылке исполняется в принудительном порядке, в связи с чем, как правило, иностранец задерживается и до исполнения высылки находится в местах временного задержания (пребывания), по сути, в условиях строгой изоляции, сходной с арестом, и срок нахождения его в таком положении не регламентирован (точнее – решение о высылке не может быть исполнено по истечение одного года с момента ее принятия). Что касается депортации, то как указывалось выше, это является одним из видов административного взыскания и налагается органом ведущим административный процесс за совершение конкретного административного правонарушения, прямо предусмотренного КоАП. Все вышесказанное в настоящей статье также актуально и для депортации, за тем лишь важными исключениями как то: обжалование решения о депортации возможно только в рамках ПИКоАП, и здесь есть ряд особенностей, в частности, жалоба может быть подана не позднее пяти суток со дня наложения такого адм. взыскания. По пропуску этого срока, решение о депортации вступает в законную силу, и его обжалование в порядке ст. 13.12 ПИКоАП может быть уже запоздалым решением.Что делать, если совершены деяния, за которые реально может последовать решение о высылке (депортации)? Очевидно, что все зависит от конкретных обстоятельств и дальнейших планов иностранца. Так, если решение о высылке обжаловать не перспективно, то очевидно, речь может идти о том, чтобы либо о получении разрешения о добровольном выезде, либо если лицо уже задержано, то ускорить этот процесс (например, чтобы родственникиили близкие приобрели билет на вылет из Республики Беларусь, уплатили наложенный штраф за совершение адм. правонарушения или преступление и т.д.). Также актуальным может быть добиваться установление более короткого срока запрета на въезд в Республику Беларусь. Что делать если решение о высылке все же принято? Очевидно, что также надо исходить из конкретных обстоятельств, планов иностранца. Следует знать, что решение о высылке может быть обжаловано. В этом случае исполнение решения приостанавливается до рассмотрения жалобы по существу. При этом, иностранец вправе пользоваться правовой помощью адвоката, который вправе ознакомиться с материалами о высылке, посетить иностранца в местах временного задержания, представлять его интересы в ОГИМ (УГИМ), пограничном комитете, суде и т.д. по всем вопросам в том числе при рассмотрении жалоб (о высылке). Я адвокат Мошкин Виталий Витальевич. Конт. тел. +375296252237, +375295625329 viber +375296252237С уважением,
Александр - из того что вы написали речь идет о высылке. В вашей ситуации вы вправе обжаловать это решение о высылке в вышестоящий орган или в суд, лучше - в вышестоящий. Приводите указанные аргументы, прилагайте подтверждающие документы, возьмите характеристику с места работы, можете придти на личный прием к руководству названной вышестоящей организации
По вопросу о муже и разводе - вопрос носит слишком общий характер. В первую очередь зависит от оснований пребывания, наличия законного места жительства