Могут ли собственники долей в праве общей собственности на жилое помещение при изъятии земельных участков для государственных нужд и сносе расположенных на них объектов недвижимого имущества выбрать разные виды компенсации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 58 ”О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд“?
На что могут рассчитывать собственники, если доли в праве собственности неравнозначны?
На что могут рассчитывать собственники в случае, когда жилой дом разделен в натуре на отдельные квартиры?
На что могут рассчитывать собственники долей в квартирах, расположенных в блокированном жилом доме?
Согласно пункту 4 Указа Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 58 "О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд" местный исполнительный комитет либо по его решению лицо, которому предоставляется земельный участок, обязаны до принятия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд предложить и обеспечить по выбору собственника жилого дома или квартиры в блокированном или многоквартирном жилом доме (доли в праве общей собственности на жилое помещение) реализацию одного из его прав на получение:
в собственность квартиры типовых потребительских качеств, а также в случае, если рыночная стоимость предоставляемой квартиры меньше рыночной стоимости подлежащих сносу жилого дома или квартиры, строений, сооружений и насаждений при них (доли в праве общей собственности на соответствующее недвижимое имущество), – денежной компенсации в размере данной разницы;
денежной компенсации за сносимые жилой дом или квартиру, строения, сооружения и насаждения при них (за прекращение права собственности на долю в общей собственности) в размере их рыночной стоимости, но не менее размера затрат, необходимых для строительства равноценных жилого дома или квартиры, строений, сооружений.
Данные права являются основными, предоставляются и указываются в решении безусловно.
В соответствии с частью первой пункта 5 Указа № 58 при подготовке решения о предстоящем изъятии земельного участка местный исполнительный комитет при наличии объективной возможности, в том числе подтвержденной генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством, обязан предложить собственнику жилого дома (доли в праве общей собственности на жилое помещение (в том числе, на квартиру)) дополнительно к правам, предусмотренным в пункте 4 Указа № 58, реализацию одного из его прав на:
строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем, равноценных по благоустройству и общей площади сносимым;
перенос и восстановление сносимых жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем.
При этом в установленном порядке решаются вопросы о предоставлении землепользователю другого земельного участка взамен изымаемого. Важным обстоятельством является то, что для реализации таких прав требований о местонахождении земельного участка не в городе Минске, а в любом ином населенном пункте законодатель не приводит.
Из приведенных норм следует, что каждый из участников общей долевой собственности на квартиру в жилом доме либо одноквартирный или блокированный жилой дом может по своему выбору выбрать любую компенсацию в рамках реализации прав, предусмотренных в пунктах 4 и части 1 пункта 5 Указа № 58, независимо от остальных участников общей долевой собственности на данный объект недвижимого имущества. При выборе лицами, являющимися участниками общей собственности, одного из прав, предусмотренных в пункте 4 или 5 Указа № 58, утверждающего данное Положение, их доли в этом праве должны соответствовать их долям в праве собственности на подлежащие сносу объекты недвижимого имущества.
По вопросу предоставления равноценного земельного участка дополнительно к денежной компенсации частью 2 пункта 5 Указа № 58 предусмотрено, что Минский горисполком до принятия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд обязан предложить собственнику сносимого жилого дома (доли в праве общей собственности на жилое помещение (в том числе, на квартиру)), находящегося на земельном участке в г. Минске, дополнительно к правам, перечисленным в пункте 4 настоящего Указа и части первой настоящего пункта, реализацию права на предоставление ему вне очереди и без проведения аукциона земельного участка на вещных правах, предусмотренных законодательством, для строительства и обслуживания жилого дома в любом ином населенном пункте Республики Беларусь с выплатой денежной компенсации, предусмотренной в абзаце третьем пункта 4 настоящего Указа.
Например, жилой дом принадлежит двум собственникам с1/5 и 4/5 доли. Если собственники 1/5 доли и 4/5 доли оба выберут в качестве компенсации получение квартиры, то им будет предоставлено жилое помещение типовых потребительских качеств, общая площадь которого должна определяться исходя из расчета не менее пятнадцати квадратных метров на собственника и на каждого члена его семьи, зарегистрированного по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (квартире), и в тех же долях (в том числе, когда предосталяется несколько квартир).
Если собственник 1/5 доли выбирет получение квартиры, а собственник 4/5 доли денежную компенсацию, то обоим должна предоставляться разная компенсация. Собственнику 1/5 доли - жилое помещение типовых потребительских качеств, общая площадь которого должна определяться исходя из расчета не менее пятнадцати квадратных метров на собственника и на каждого члена его семьи, зарегистрированного по месту жительства в подлежащем сносу жилом доме (при этом стоимость предоставляемой квартиры не может быть меньше стоимости 1/5 доли в жилом доме), а собственнику 4/5 доли - денежная компенсация в размере рыночной стоимости его доли, но не менее размера затрат, необходимых для строительства равноценных жилого дома (квартиры), строений, сооружений.
Кроме этого, Минский городской исполнительный комитет до принятия решения об изъятии земельного участка для государственных нужд обязан предложить собственнику сносимого жилого дома (собственнику доли в праве собственности на жилое помещение), находящегося на земельном участке в городе Минске, дополнительно к таким правам реализацию права на предоставление ему вне очереди и без проведения аукциона земельного участка на вещных правах, предусмотренных законодательством, для строительства и обслуживания жилого дома в любом ином населенном пункте Республики Беларусь с выплатой денежной компенсации.
В случае, если в долевой собственности находится квартира в блокированном жилом доме, то по смыслу пункта 5 Указа № 58, собственникам долей в такой квартире также возможно претендовать на участок, поскольку квартира согласно п.24 ст.1 ЖК является изолированным жилым помещением.
При определении размера общей площади не учитываются наниматели и граждане, которым предоставлено право владения и пользования жилым домом (квартирой) после получения копии решения (выписки из решения) о предстоящем изъятии земельного участка (за исключением собственника и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как собственника, так и членов его семьи, которым в установленном порядке предоставлено право владения и пользования жилым помещением).
В случае невозможности предоставления в собственность одной квартиры типовых потребительских качеств не менее общей площади, определенной частью первой настоящего пункта, собственнику могут быть предоставлены в собственность несколько квартир типовых потребительских качеств.
Гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на дополнительную площадь сверх установленной минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения, предоставляется дополнительная площадь в виде жилой комнаты или в размере пятнадцати квадратных метров общей площади.
Вместе с тем, Указ № 58 не устанавливает обязанность местного исполнительного комитета предложить в решении о предстоящем изъятии земельного участка такие права собственнику квартиры в блокированном или многоквартирном жилом доме. Местный исполнительный комитет праве при наличии объективной возможности и поступлении соответствуюшего заявления граждан рассмотреть вопрос о релизации собственниками квартир в блокированном жилом доме прав, предусмотренных пунктом 5 Указа № 58.
Квартира в блокированном жилом доме является самостоятельным объектом недвижимости, а не долей капитального строения. Реализация собственниками квартир в блокированном жилом доме прав по п. 5 Указа № 58 возможна в случае заключения собственниками квартир, в том числе после принятия местным исполнительным комитетом решения о предстоящем изъятии земельного участка, но до реализации первоначально выбранного ими права, соглашения об образовании общей собственности на жилой дом с прекращением существования зарегистрированных в нем квартир.
Если что-то осталось неясным или есть другие вопросы по этой же теме:
для максимально быстрого решения вопроса, созвонитесь с адвокатом и договоритесь о личной консультации;
или напишите комментарий с уточняющими вопросами по этой теме. Не создавайте новый вопрос!
Для получения полной юридической консультации по вашему вопросу со ссылкой на действующее законодательство посетитель вправе обратиться к адвокату персонально. Оказание юридической помощи производится на платной основе.