Претензионный порядок урегулирования спора

Претензионный порядок урегулирования спора

Досудебное урегулирование спора заключается в том, что до обращения в суд кредитор должен направить в адрес должника претензию – письменное предложение о добровольном урегулировании спора и исполнении обязательств по уплате денежных средств или передаче имущества, которую последний должен рассмотреть по существу. В силу части второй п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) законодательством или договором (если это не противоречит законодательству) может быть предусмотрено урегулирование спора между сторонами до обращения в суд. До обращения в суд с иском по спорам между юридическими лицами и (или) ИП обязательными являются предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора) либо применение медиации, если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором. Порядок предъявления претензии, а также порядок применения и проведения медиации устанавливаются законодательством и (или) договором. Так, если в договоре претензионный порядок отсутствует, то следует руководствоваться Приложением к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь (далее – ХПК) «Претензионный порядок урегулирования спора» по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) ИП. При подготовке претензии необходимо также обратить внимание на следующие особенности. Претензионный порядок нужно соблюдать как в отношении требований об уплате основного долга, так и в отношении требований о штрафных санкциях. В случае если Вы намерены предъявить должнику требование о возврате не только суммы основного долга, но и суммы штрафных санкций, то в тексте претензии кроме указания на сумму основного долга обязательно должно содержаться указание на наличие намерений на взыскание неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами. В претензии должен содержаться расчет штрафных санкций, который в случае обращения в суд может быть пересчитан на дату предъявления требования в суд. В претензии также следует указать, что в случае непогашения задолженности Вы будете вынуждены обратиться за получением исполнительного документа к нотариусу либо в суд. В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 27 мая 2011 г. № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции» соблюдением претензионного порядка является направление претензии должнику и получение на нее ответа либо истечение срока, установленного для ответа. Претензия должна быть направлена по юридическому адресу (месту нахождения) организации (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности) либо по месту жительства, по месту пребывания или месту работы индивидуального предпринимателя или гражданина, если они фактически не проживают по указанному адресу. Факт соблюдения такого порядка может подтверждаться копией претензии и ответом на нее (при наличии), а также доказательствами надлежащего направления претензии должнику, в том числе и для подтверждения истечения срока для ответа. Неполучение ответа на претензию в установленный законодательством либо договором срок не препятствует обращению заявителя претензии в суд, рассматривающий экономические дела, с иском в порядке, установленном ХПК, а также предъявлению претензии в качестве доказательства признания (неоспаривания) получателем претензии требований, заявленных в порядке приказного производства. После соблюдения претензионного порядка, Вы вправе обратится в суд за защитой своих прав. Если в спорах между юридическими лицами и (или) ИП обязательный досудебный порядок урегулирования спора является общим правилом, то его необязательность относится к следующим распространенным исключениям: · должник находится в процедуре ликвидации или банкротства (в данном случае необходимо направить в установленные сроки требование кредитору ликвидатору(ликвидационной комиссии) либо антикризисному управляющему); · стороны отказались от досудебного порядка, прямо указав это в договоре; · в случае обращения с иском прокурора, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов других лиц (ч. 4 ст. 6 ХПК); · при переходе из приказного производства в исковое производство (ст. 224 ХПК); · при предъявлении встречного иска по уже рассматриваемому судом делу; · по спорам, где одной из сторон является гражданин (не являющийся ИП) или организация, не являющаяся юридическим лицом (ст. 10 ГК); · в случае, когда в силу требований законодательных актов стороны не вправе в досудебном порядке урегулировать спор. Необязательность досудебного порядка урегулирования спора не препятствует направлению претензии по собственной инициативе кредитора, однако сторона вправе обратиться сразу в суд, сократив время на досудебную переписку.  

Блог Теребей Алеся Петровна

Возврат к списку

Добавить комментарий


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений