Перевозчик не доказал отсутствие у него обязанности по возмещению стоимости утраченного в ходе таможенного досмотра груза

Перевозчик не доказал отсутствие у него обязанности по возмещению стоимости утраченного в ходе таможенного досмотра груза

1.    Фабула дела Экспедитор ООО «Т» (далее – Истец) заключил с отправителем груза договор на организацию перевозки груза (проволоки на катушках) автомобильным транспортом по маршруту из Республики Беларусь в Республику Польша. Далее в целях организации перевозки Истец заключил договор с ООО «А», которое в свою очередь заключило договор перевозки с ООО «Б» (далее – Ответчик), что подтверждается соответствующими отметками в СMR-накладной. Ответчик доставил груз получателю товара. При выгрузке была обнаружена утрата части груза в результате того, что в процессе перевозки в ходе таможенного досмотра были вскрыты две картонные коробки, а также повреждена внутренняя упаковка в виде пленки, что было зафиксировано в СMR-накладной, а также в протоколе разгрузки, который был подписан водителем Ответчика и грузополучателем. Исходя из инвойсной стоимости груза и фактической утраты двух грузовых мест грузоотправитель рассчитал стоимость утраченной части груза и предъявил претензию Истцу. Истец согласился с фактом причинения ущерба, его размером и добровольно перечислил необходимую сумму денег. В последующем Истец предъявил претензию Ответчику, который оставил ее без удовлетворения.   2.    Позиция Истца Истец утверждал, что Ответчик должен нести гражданско-правовую ответственность в виде возмещения убытков, т.е. обязан возместить стоимость утраченного груза и проценты, подлежащие взысканию на основании п. 1 ст. 27 КДПГ, поскольку утрата груза произошла в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей грузополучателю. Истец ссылался на п. 1 ст. 17 КДПГ, в соответствии с которым перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, произошедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его доставкой. Истец ссылался на упаковочный лист, акт технического осмотра, CMR-накладную. Во всех этих документах было указано “Внимание. Герметичная упаковка! Не нарушать! Attention! Hermetic packing! Dont damage!” Однако перевозчик инструкции грузоотправителя о запрете нарушения целостности герметичной упаковки не выполнил, т.е. разрезал две пленки, в которых находился груз, что привело к его утрате. Повреждение герметичной упаковки вне специально оборудованных помещений с микроклиматом, исключающих вероятность образования коррозий, привело к потере потребительских свойств указанного груза, вследствие чего груз стал непригодным для использования и был утилизирован, что подтвеждалось представленным Истцом документами.   3.    Позиция Ответчика Ответчик утверждал, что он не должен отвечать за утраченной груз, так как имели место обстоятельства, избегнуть которые он не мог и последствия которых он не мог предотвратить (п. 2 ст. 17 КДПГ). Обстоятельство, избегнуть которое перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить – это проведение таможенными органами Республики Польша таможенного контроля в виде таможенного досмотра, в ходе которого сотрудник польской таможни заявил требование о вскрытии двух герметичных упаковок. Перевозчик в лице водителя исполнил требование уполномоченного сотрудника таможни, что подтверждалось актом таможенного досмотра, а также объяснительной водителя Истца. Перевозчик не имел законной возможности отказать сотруднику польской таможни в выполнении требования, так как это было бы нарушением ТК Европейского союза и могло стать основанием для привлечения перевозчика к административной ответственности, а также привести к сверхнормативному простою. Перевозчик ссылался на ч. 2 п. 34 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.10.2012 № 9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции», в соответствии с которой хозяйственный суд может освободить перевозчика от ответственности вследствие обстоятельств, избегнуть которых перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить (п. 2 ст. 17 КДПГ), если установит, что при исполнении своих обязанностей перевозчик проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которые от него требовались по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, в целях надлежащего исполнения обязательства и для этого им предприняты все необходимые меры. Согласно ч. 2 ст. 189 ТК Европейского союза, который подлежал применению, декларант или лицо, представляющее его интересы, имеют право присутствовать при таможенном досмотре товаров и при отборе образцов (проб). Если таможенные органы имеют для этого разумные основания, то они могут потребовать от декларанта или лица, представляющего его интересы, присутствовать при досмотре товаров или отборе образцов (проб), а также предоставить им помощь, необходимую для облегчения таможенного досмотра или отбора образцов (проб). Таким образом, перевозчик не должен отвечать за последствия, которые образовались в результате выполнения законного требования сотрудника польской таможни, который действовал в пределах предоставленных ему полномочий, выполнял возложенные на него обязанности по проверке законности перемещения груза через таможенную границу, в том числе отсутствие в перевозимом транспортном средстве ограниченных к ввозу или запрещенных товаров. Ответчик также обращал внимание суда, что Истец не представил в материалы дела допустимых, достоверных, относимых доказательств, подтверждающих, что требование таможенного органа о вскрытии двух упаковок было неправомерным. Сотрудник польской таможни, будучи осведомленным об инструкциях грузоотправителя, все же принял решение о вскрытии упаковок, посчитав, что вскрытие только картонных коробок недостаточно для достижения целей таможенного досмотра. Более того, перевозчик обращал внимание суда, что в силу ч. 2 ст. 45 ТК Европейского союза обжалование действий таможенного органа не является безусловным основанием для приостановления выполнения такого решения.   4.    Выводы суда Экономический суд со ссылкой на ст. 290, 750, пп. 6 п. 1 ч. 1 ст. 1125 ГК, п. 1 ст. 1, пп. j) п. 1 и п. 3 ст. 6, п. 1 ст. 17 КДПГ, ч. 1 ст. 52 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», ст. 382 Правил автомобильных перевозок грузов, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 970 от 30.06.2008 согласился с позицией Истца и удовлетворил заявленные им исковые требования полностью. Иными словами, суд пришел к выводу о доказанности наличия ущерба, его размера, а также ненадлежащего выполнения ответчиком перевозки груза и причинно-следственной связи между его действиями и результатом этих действий, с которыми истец связывает свое право на иск. Исходя из п. 1 ст. 17 КДПГ экономический суд пришел к выводу, что Ответчик принял к перевозке неповрежденный груз и упаковку, а доставил груз в меньшем количестве, т.е. часть груза утратил в процессе перевозки (не обеспечил его сохранность). Суд указал, что с учетом закрепленной в п. 1 ст. 17 КДПГ презумпции вины перевозчика за утрату груза или за его повреждение, в силу п. 1 ст. 18 КДПГ на транспортере лежит бремя доказывания, что потеря груза, его повреждение или просрочка в доставке вызваны обстоятельствами, указанными в п. 2 ст. 17 КДПГ. Экономический суд исследовал обстоятельства утраты груза и установил, что места с грузом были утрачены в ходе таможенного досмотра непосредственно силами водителя Ответчика, который исполнил заведомо необоснованные требования сотрудников таможенных органов Республики Польша. Таким образом, суд не принял во внимание доводы Ответчика о наличии обстоятельств, избежать которые транспортер не мог и последствия которых он не мог предотвратить исходя из следующего. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 372 ГК Республики Беларусь лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. В соответствии с ч. 1 ст. 44 ТК Европейского союза любое лицо вправе обжаловать любое решение таможенных органов, касающееся применения таможенного законодательства, которое касается его непосредственно и индивидуально. Несмотря на то, что подача жалобы не влечет приостановления исполнения оспариваемого решения, как указывает ответчик, в ч. 2 ст. 45 ТК Европейского союза предусмотрено, что таможенные органы приостанавливают выполнение такого решения полностью или частично, если у них есть веские основания полагать, что оспариваемое решение не соответствует таможенному законодательству или что заинтересованному лицу следует опасаться непоправимого ущерба. Из материалов дела усматривается, что места с грузом утрачены в ходе таможенного досмотра непосредственно силами водителя ответчика, который исполнил заведомо необоснованные требования сотрудников таможенных органов Республики Польша несмотря на то, что повреждение герметичной упаковки вне специально оборудованных помещений с микроклиматом, исключающих вероятность образования коррозий, приведет к потере потребительских свойств груза, вследствие чего груз станет непригодным и лицо, виновное в допущении утраты груза, понесет ущерб. Ввиду наличия в грузосопроводительных документах специальных отметок (инструкций): “Внимание. Герметичная упаковка! Не нарушать! Attention! Hermetic packing! Dont damage!” прозрачный герметичный слой упаковки не подлежал вскрытию, в связи с чем Ответчик обязан был предпринять все возможные меры по недопущению разгерметизации содержимого груза и обжаловать действия таможенных органов Республики Польша. Таким образом, суд полагает, что перевозчик, обладая сведениями об особых свойствах груза, не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям гражданского оборота и не принял меры для надлежащего исполнения обязательства, а потому является виновным лицом.   5.    Рекомендации перевозкам Ответчик в правоотношениях по перевозке груза выступал в качестве профессионального участника гражданского оборота, осуществляющего предпринимательскую деятельность в области оказания услуг по перевозке. Как известно, предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность (ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК Республики Беларусь). Анализ приведенного судебного дела позволяет сделает вывод о том, что перевозчик отвечает за груз с момента приемки и до его доставки грузополучателю, поэтому именно он должен максимально заботиться о том, чтобы доставить груз в сохранности, т.е. неповрежденным и неутраченным. Для этого необходимо тщательно изучить свойства груза, подлежащего перевозки. Более того, если кто-либо из уполномоченных государственных органов, в том числе иностранных, даже в рамках своей компетенции требует от перевозчика произвести какие-либо действия с перевозимым грузом, то перевозчику следует проанализировать такие действия на предмет их последствий (не приведет ли их выполнение к повреждению или утрате груза). И если существует минимальный риск, что выполнение таких действий приведет к повреждению или утрате груза, то реализовать свое право на обжалование таких действий. Вполне возможно, что обжалование действий государственных органов, в том числе таможенных станет в последующем при рассмотрении спора в суде основанием для того, чтобы признать, что перевозчик выполнил все необходимые меры, чтобы сохранить груз и, как результат, освободить перевозчика от ответственности (отказать в удовлетворении исковых требований о возмещении убытков в виде утраченного груза).   Если вам необходима юридическая помощь в правовом анализе законодательства о международных перевозках, помощь в составлении договора перевозки, или если заказчик перевозки отказывается оплачивать выполненную перевозку и вам необходимо составить претензию или исковое заявление о взыскании провозной платы и договорной неустойки за несвоевременную оплату, или нужна защита в деле об административном правонарушении, то мы готовы вам оказать любую подобную юридическую помощь (адвокат по перевозкам в Минске и в Беларуси). 

Блог

Возврат к списку

Добавить комментарий


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений