Перевозчик: будь активен при принятии груза к перевозке (по материалам судебного спора)
В соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов» именно на транспортере лежит презумпция вины за сохранность груза. Вместе с тем транспортер не обязан отвечать за поврежденный груз, если докажет, что имели место обстоятельства особого риска.
Организация «А» (Россия) заключила с организацией «Б» (Италия) контракт на производство и поставку емкостей из нержавеющей стали для винодельческой продукции. Вместе с тем перевозчики не смогли доставить груз в сохранности: часть емкостей была повреждена, часть емкостей вовсе ремонту не подлежала. Таким образом, возник вопрос взыскания стоимости утраченных и ремонта повреждённых емкостей. Организация «А» направила претензию экспедитору и его страховщику. В связи с тем, что претензия не была удовлетворена, организация «А» обратилась с исковым заявлением о взыскании страхового возмещения в экономический суд Республики Беларусь.
Истец ссылался на ст. 3 Конвенции Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов» (далее КДПГ), в соответствии с которой при применении конвенции транспортер отвечает, как за свои собственные действия и упущения, так за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозки, когда эти агенты или лица выполняют возложенные на них обязанности, а также на п. 1 ст. 17 КДПГ, в соответствии с которым транспортер несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, произошедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки.
В свою очередь Ответчик ссылался нап. 4 ст. 17 КДПГ, в соответствии с которым с соблюдением постановлений, содержащихся в пункте 2 и 5 ст. 18, транспортер освобождается от лежащей на нем ответственности, когда потеря или повреждение груза являются следствием особого риска, неразрывно связанного с одним или несколькими из перечисленных ниже обстоятельств:
b) с отсутствием или неисправностью упаковки грузов, по своей природе подверженных порче и повреждению без упаковки или при неудовлетворительной упаковке их;
c) с перемещением, нагрузкой, размещением или выгрузкой груза отправителем или получателем, или лицами, действующими от имени отправителя или грузополучателя;
Таким образом, Истец пытался доказать наличие обстоятельств особого риска.
Суд первой инстанции исковые требования Истца удовлетворил, суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами нижестоящего суда.
Таким образом, суды Республики Беларусь в данном конкретном споре пришли к выводу о том, что за повреждение (утрату) груза отвечает перевозчик, поскольку именно перевозчик принял к перевозке груз, не убедившись в том, что груз правильно размещен и закреплен на его транспортном средстве, а упаковка груза соответствует международным стандартам.
На основании вышеизложенного, во избежание ответственности за повреждение груза при его транспортировке рекомендуем перевозчикам в случае перевозки специфического (нестандартного) груза при наличии малейших сомнений в возможности доставить груз в сохранности проявлять достаточную активность при принятии груза к перевозке, в том числе потребовать от отправителя (заказчика) письменные инструкции по размещению и креплению груза в транспортном средстве, вносить соответствующие записи в товаросопроводительные документы.