ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ ИЛИ ОБВИНЕНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОРЯДКА ИСПОЛНЕНИЯ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ ИЛИ ОБВИНЕНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОРЯДКА ИСПОЛНЕНИЯ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

Осуществление адвокатом защиты по указанной категории уголовных дел в большинстве случаев требует знаний не только и не столько в области уголовного права и процесса, сколько тех документов (нормативно-правовых актов и т.д.), которые регулируют порядок прохождения воинской службы, права и обязанности военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников, должностных лиц таможенных органов, должностных лиц из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь и иных органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей т.е. непосредственных субъектов тех правоотношений, из которых вытекают  уголовные дела данной категории.

В период существования системы военных судов в Республике Беларусь сложности осуществления защиты по таким делам были связаны и с тем, что уголовные дела, принадлежащие данной категории, рассматривались и рассматриваются  (до конца июня 2014 года) исключительно военными судами (Межгарнизонные военные суды, Белорусский военный суд, Военная коллегия Верховного суда Республики Беларусь).

В свою очередь данное обстоятельство во многом предполагало наличие неких сходных тенденций в формировании и существовании судебной практики, а также работы адвоката по указанной категории дел.

В настоящее время в соответствии с  Декретом Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 N 6 "О совершенствовании судебной система Республики Беларусь"с 1 июля 2014 года будет упразднена Военная коллегия Верховного суда, будут ликвидированы Белорусский военный суд, Брестский, Бобруйский, Борисовский, Витебский, Гродненский, Минский межгарнизонные военные суд.

Областные (Минский городской) суды и районные (городские) суды помимо полномочий, отнесенных к их компетенции законодательными актами, будут наделены полномочиями, предусмотренными законодательными актами соответственно для Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов.

Исходя из приведенного очевидно, что после осуществления указанной реформы в сфере военного правосудия на систему общих судов ляжет дополнительная нагрузка по рассмотрению дел указанной категории.

 

Ряд особенностей осуществления защиты по данной категории уголовных дел будет связан и с тем, что для судей из состава общих судов из-за недостатка опыта в рассмотрении подобных дел работа по ним будет вызывать определенную сложность.

Адвокат же, будучи профессиональным защитником, просто обязан видеть и правильно реагировать на все нюансы во время ведения как предварительного следствия, так судебного заседания по делам данной категории, коими являются:

 

·        Специальный субъект  - военнослужащий, лицо рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников, должностное лицо таможенных органов, должностное лицо из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь и иных органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

 

·        Правоотношения, которые регулируются специальными внутриведомственными (а зачастую доступными только для служебного пользования) законодательными актами и другими документами;

 

·        Сложность в осуществлении адвокатом в собирании доказательств в порядке части 2 ст. 103 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (право защитника представлять доказательства и собирать сведения, необходимые для защиты прав подозреваемого, обвиняемого и оказания им юридической помощи, путем опроса физических лиц, а также право запрашивать справки, характеристики и иные документы или их копии, право запрашивать с согласия подозреваемого, обвиняемого мнения специалистов для разъяснения возникающих в связи с осуществлением защиты вопросов, требующих специальных знаний). Защитник может столкнуться с препятствиями, вызванными привлечением административного ресурса, нежеланием представителей некоторых органов и должностных лиц в выдаче необходимых для защиты сведений.

 

·        Подзащитный зачастую более склонен прислушаться не к рекомендациям профессионального защитника – адвоката, а к «рекомендациям» представителей органов предварительного следствия, которые могут иметь содержание подобное следующему: «Я же точно так же, как и Вы, погоны ношу. Кому если не мне Вас понять и помочь Вам».  После указанного психологического приема подозреваемый или обвиняемый по уголовному делу может изначально избрать неправильную позицию и тактику защиты, что впоследствии может возыметь негативные последствия и повлиять на окончательный исход по делу.

 

Существует масса других особенностей при выполнении поручений по делам о преступлениях против порядка исполнения воинской обязанности. Имея опыт работы по указанной категории уголовных дел, адвокат будет применять все необходимые навыки, познания, свое профессиональное мастерство для достижения наилучшего результата по каждому из таких дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Блог Клещёнок Андрей Геннадьевич

Возврат к списку

Добавить комментарий


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений