Обмен мнением. Нужен ли суд присяжных в Республике Беларусь?
При формировании правовой позиции по вопросу об институте присяжных заседателей в Республике Беларусь полагаю необходимо исходить из следующего.
Коллегиальность в судопроизводстве - это один из его основных принципов.
В статье 113 Конституции Республики Беларусь и статье 12 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей закреплён принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах.
В силу статьи 32 УПК Республики Беларусь уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально. Коллегиальное рассмотрение уголовных дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей.
В пункте 46 статьи 6 УПК Республики Беларусь к судьям относятся профессиональный судья и народный заседатель. Таким образом, закон выделяет среди судей профессиональных судей и народных заседателей, которые не являются профессиональными судьями, но наделёнными правами и обязанностями профессионального судьи.
В соответствии со статьёй 3 Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
Исходя из конституционных принципов и сложившейся судебной практики, полагаю и выражаю мнение Гомельской областной коллегии адвокатов, что данный институт необходим, однако он требует совершенства, так как его существование в сложившейся форме, является не всегда эффективным.
Так, при осуществлении правосудия народные заседатели пользуются всеми правами судьи и должны исполнять обязанности, предусмотренные законном. Однако на практике, народные заседатели, как правило, в ходе судебного заседания занимают пассивную позицию, а при принятии решения по существу - руководствуются эмоциями. В результате, формируется неправильное общественное мнение о целях правосудия, неотвратимости наказания и других принципах уголовного судопроизводства.
В то же время, существование института, выражающего общественное мнение в процессе судопроизводства, является необходимостью.
В послании Президента Республики Беларусь «О перспективах развития системы судов общей юрисдикции Республики Беларусь» предложено рассмотреть вопрос о возможности введения института присяжных заседателей, как одну из необходимых мер по оптимизации судебной нагрузки и совершенствованию процедуры судопроизводства. Считаем, что введение данного института будет способствовать реализации основных принципов правосудия, прав обвиняемых на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов участников уголовного процесса.
Вопрос о правовом положении присяжных заседателей должен быть определен законом.
При этом, ключевым моментом должно быть положение о том, что присяжные заседатели не должны быть наделены правами и обязанностями профессионального судьи, так как суд присяжных - это особая форма судебного разбирательства, когда суд одновременно состоит из судей-профессионалов и присяжных заседателей-непрофессионалов.
При рассмотрении уголовных дел судом присяжных профессиональные судьи должны решать вопросы, требующие юридических познаний и определении меры наказания подсудимому, а присяжные заседатели –разрешать вопросы, поставленные судьёй и выносить вердикт: виновен или же невиновен подсудимый в совершении преступления. При такой форме осуществления правосудия особое место занимает принцип уголовного судопроизводства – состязательность сторон.
В то же время, отменять институт народных заседателей нет необходимости, так как право рассматривать дело судом присяжных должно принадлежать обвиняемому в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.
Представляется, что при введении института присяжных заседателей, необходимо усовершенствовать подходы к порядку подбора кандидатов и формирования состава присяжных заседателей, взяв за основу международный опыт и существующую в Республике Беларусь судебную практику.
В частности, можно оставить возрастной ценз - 25 лет, требования к личности присяжного заседателя, срок осуществления ими полномочий, избрание и утверждение списков запасных присяжных заседателей.
Целесообразно изменить подход к подбору кандидатов в присяжные заседатели и их утверждению. Например, можно предоставить такую возможность общественным организациям, трудовым коллективам, учебным учреждениям и гражданам. Объективной представляется международная практика утверждения списка присяжных заседателей исполнительными органами власти из числа кандидатов, методом случайного компьютерного (лотерейного) отбора.
Участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных и народных заседателей является проявлением зрелости гражданского общества, гарантией защиты и реализации конституционных прав, прогрессивной мерой по оптимизации и реформированием судебной системы.
Добавить комментарий
![]()
Елена
|
Какая страна, такой и суд. На моем заседании обвиняемый разве что не целовался с судьей. Ничего не боятся.
|