Новый порядок обжалования судебных постановлений по уголовным делам

Новый порядок обжалования судебных постановлений по уголовным делам

Законом Республики Беларусь от 20.07.2022 № 199-З изменяется Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. В настоящей статье содержится комментарий изменений, касающихся порядка обжалования судебных постановлений по уголовным делам. 

Апелляционное производство. Вводится возможность обжалования в апелляционном порядке судебных постановлений Верховного Суда. Устанавливается, что приговоры Верховного Суда обжалуются и опротестовываются в апелляционную инстанцию Верховного Суда. Апелляционная инстанция Верховного Суда будет рассматривать уголовные дела в составе трех профессиональных судей, один из которых будет председательствующим в судебном заседании, и двух народных заседателей. 

Кассационное производство. Вводится новый институт проверки судебных постановлений по уголовным делам – кассационное производство. 

Предметом кассационного обжалования будут являться судебные постановления по уголовным делам, вступившие в законную силу. Не подлежат пересмотру в кассационном порядке судебные постановления областных и Минского городского судов, если они обжаловались в апелляционном порядке в Верховном Суде, а также судебные постановления Верховного Суда, вынесенные по первой инстанции. 

Право обжаловать судебное постановление в кассационном порядке принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, представителю умершего обвиняемого, защитнику и законному представителю лица, к которому применены принудительные меры безопасности и лечения, потерпевшему, частному обвинителю и (или) их представителям, а также гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям – в части гражданского иска. 

Кассационный протест вправе приносить Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор или их заместители, а также председатели областных и Минского городского судов, прокуроры областей и города Минска – в пределах своей компетенции. При этом вводится новое правило о том, что кассационные протесты, которые могут повлечь ухудшение положения обвиняемого, вправе принести только должностные лица прокуратуры. 

Лица, имеющие право обжалования, смогут инициировать кассационное производство двумя способами: 

а) путем обращения с заявлением о принесении кассационного протеста к должностным лицам прокуратуры, уполномоченным на принесение кассационного протеста. При этом обращение к Генеральному прокурору или его заместителям допускается только в случае оставления заявления без удовлетворения прокурорами областей, города Минска. Также вводится правило о недопустимости подачи повторного заявления о принесении кассационного протеста в случае неудовлетворения заявления Генеральным прокурором или его заместителями. По результатам рассмотрения заявления должностные лица прокуратуры могут принести кассационный протест либо сообщить об отсутствии оснований для его принесения. В случае поступления в суд кассационного протеста выносится постановление о назначении судебного заседания; 

б) путем подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции. При этом кассационная жалоба может быть возвращена судом без рассмотрения при наличии процессуальных препятствий, установленных законом. Среди этих препятствий стоит выделить наличие судебного постановления суда кассационной инстанции по этому же делу или постановления об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения. Иными словами, если отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения или дело уже рассматривалось в кассационном порядке в судебном заседании, то обращение с новой кассационной жалобой не допускается. По результатам рассмотрения кассационной жалобы судья Верховного Суда либо председатели областных, Минского городского судов выносят постановление о передаче кассационной жалобы для рассмотрения либо об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения. 

Пересмотр в кассационном порядке судебных постановлений в связи с необходимостью ухудшения положения обвиняемого возможен лишь в течение года со дня вступления их в законную силу, при этом отдельно указывается, что восстановление данного срока не допускается. 

Судами кассационной инстанции будут являться президиумы областных и Минского городского судов, а также судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда. 

Суд кассационной инстанции не связан доводами кассационных жалобы или протеста и обязан проверить дело в полном объеме, в том числе в отношении всех осужденных. 

Надзорное производство. Порядок надзорного производства реформируется. 

Предметом проверки в надзорной инстанции будут являться вступившие в законную силу судебные постановления суда первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. При этом не подлежат пересмотру в надзорном порядке судебные постановления, не обжалованные и не опротестованные в кассационном порядке, за исключением тех, которые не могут быть пересмотрены в кассационном порядке. 

Судами надзорной инстанции будут являться судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда и Президиум Верховного Суда. 

Право обжаловать судебное постановление в надзорном порядке принадлежит тем же лицам, которые наделены правом на обращение в суд кассационной инстанции. 

Надзорный протест вправе приносить Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор или их заместители. При этом, как и в случае с кассационным протестом, вводится новое правило о том, что надзорные протесты, которые могут повлечь ухудшение положения обвиняемого, вправе принести только должностные лица прокуратуры. 

Лица, имеющие право обжалования, смогут инициировать надзорное производство двумя способами: 

а) путем обращения с заявлением о принесении надзорного протеста к Генеральному прокурору или его заместителям. Также вводится правило о недопустимости подачи повторного заявления о принесении надзорного протеста в случае неудовлетворения заявления. По результатам рассмотрения заявления должностные лица прокуратуры могут принести надзорный протест либо сообщить об отсутствии оснований для его принесения. В случае поступления в суд надзорного протеста выносится постановление о назначении судебного заседания; 

б) путем подачи надзорной жалобы в суд надзорной инстанции. Надзорная жалоба может быть возвращена судом без рассмотрения при наличии процессуальных препятствий, установленных законом, в том числе в случае, если имеется определение того же суда надзорной инстанции по тому же делу или ранее уже было отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании. По результатам рассмотрения надзорной жалобы судья Верховного Суда выносит постановление о передаче надзорной жалобы для рассмотрения либо об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения либо о направлении дела в суд кассационной инстанции для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Также устанавливается, что Председатель Верховного Суда или его заместители по надзорной жалобе лица, которому постановлением судьи отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения, вправе отменить такое постановление и передать надзорную жалобу для рассмотрения либо в случае отсутствия оснований для удовлетворения надзорной жалобы уведомить об этом лицо, подавшее жалобу. 

Пересмотр в надзорном порядке судебных постановлений в связи с необходимостью ухудшения положения обвиняемого возможен лишь в течение года со дня вступления их в законную силу, при этом также указывается, что восстановление данного срока не допускается. 

Законом устанавливается обязанность суда надзорной инстанции проверить уголовное дело в пределах доводов надзорных жалобы или протеста, но в интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы или протеста и рассмотреть уголовное дело в полном объеме. 

Устанавливаются правила о недопустимости подачи повторных надзорных жалобы или протеста в тот же суд надзорной инстанции в случае рассмотрения дела этим судом в судебном заседании, а также о недопустимости повторной подачи надзорной жалобы Председателю Верховного Суда или его заместителям в случае, когда постановлением судьи отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения. 

Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс вступают в силу через год после опубликования Закона, т.е. с 27 июля 2023 года. С этой даты будет действовать новый порядок обжалования судебных постановлений по уголовным делам.


Блог Якушев Виталий Викторович

Возврат к списку

Добавить комментарий


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено