Некоторые вопросы квалификации действий по ч. 1, 2, 3, 4 ст. 328 Уголовного кодекса
Имеет ли значение вес наркотического (психотропного) вещества для квалификации действий виновного по делам о наркотиках?
– Безусловно имеет. При этом необходимо наличие достаточных доказательств, свидетельствующих о направленности умысла подозреваемого на их сбыт. Источников таких доказательств может быть много. Это и отсутствие факта потребления указанного вещества самиим подозреваемым, акт его освидетельствования, заключение комплексной судебно-психиатрической экспертизы об отсутствии у подозреваемого зависимости от потребления наркотических (психотропных) веществ, толерантности их потребления, доказательства о рекламировании данных веществ, наличие у задержанного весов, множества пакетиков, приспособлений для фасовки, перчаток, клейкой ленты, соответствующей электронной переписки в мессенджерах, протоколы слухового контроля в сетях электросвязи, наружного контроля, букальные эпителии, содержащие клетки ДНК виновного и (или) отпечатки пальцев, обнаруженные на поверхностях предметов с запрещенными веществами, которые были сбыты потребителям или другим распространителям и обнаружены правоохранительными органами, изъятыми в установленном законом порядке, электронные кошельки, отсутствие официальной постоянной трудовой деятельности у подозреваемого, приносящей доход, его обогащение из неустановленных источников, в совокупности факт привлечения к уголовной ответственности ранее по соответствующей категории преступлений и другие.
Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 1 от 26.03.2003 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» установлено, что действия обвиняемого, совершившего незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и аналогов без цели сбыта, подлежат квалификации по ч. 1 ст. 328 УК и в тех случаях, когда они совершены лицом в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере.
В соответствии с п. 7 этого же постановления Пленума Верховного Суда о наличии умысла на сбыт могут указывать такие обстоятельства, как предварительная договоренность о поставке наркотических средств, дача обязательства оплатить оказанную услугу наркотиками, значительный объем наркотических средств, приобретение этих средств лицом, их не употребляющим. При этом не имеет значения, предназначались ли приобретенные или похищенные наркотические средства для сбыта на территории Республики Беларусь или других государств.
Таким образом, все сводится к вопросу оценки совокупности доказательств, представленных суду органами уголовного преследования.
При этом значение имеет не крупный размер того, или иного запрещенного вещества с медицинской точки зрения, а его значительный объем, что в данном случае носит абсолютно разный смысловой характер. К примеру, крупным размером амфетамина признается 3 и более грамма. Однако при высокой толерантности его потребления виновным (до 2 грамм в сутки с высокой концентрацией) 3 грамма амфетамина значительный объем не образовывают, так как эта масса запрещенного вещества может быть потреблена подозреваемым в течение 2 суток – т.е. в ближайшее время. Это же касается и марихуаны, гашиша, кокаина, опия, альфа PVP, метадона и других запрещенных или ограниченных к обороту наркотических и психотропных веществ.
Показания задержанного о приобретении запрещенного вещества про запас проверяются и оцениваются в совокупности с иными объективными доказательствами по уголовному делу.
Следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 19 Уголовно-процессуального кодекса суд, орган уголовного преследования оценивают доказательства, руководствуясь законом и своим внутренним убеждением, основанным на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств уголовного дела в их совокупности.
Таким образом, на внутреннее убеждение судьи по вопросу о виновности, либо невиновности обвиняемого в совершении преступления данной категории и о квалификации его действий в итоге влияет совокупность обстоятельств каждого конкретного уголовного дела в отдельности.
С уважением, адвокат Минской городской коллегии адвокатов Яковлев Р.А.
Добавить комментарий
![]()
Яковлев Руслан Александрович
|
В вашей ситуации орган, ведущий уголовный процесс, по ходатайству подозреваемого (обвиняемого) или его защитника, а также по своей инициативе, в соответствии с положениями ст. 119 УПК Республики Беларусь, вправе изменить меру пресечения на иную, более строгую или более мягкую, когда это вызвано обстоятельствами уголовного дела. Таким образом, это является правом, а не обязанностью органа, ведущего уголовный процесс.
|