Споры в сфере защиты прав потребителей. Знай свои права, уважай чужие!

15 октября 2024

Споры в сфере защиты прав потребителей. Знай свои права, уважай чужие!

Как говорится: «Человек, у которого есть в кармане доллар, это не просто человек, это уже – покупатель!». Учитывая этот постулат, можно констатировать, что все люди (даже дети) – это потребители, права которых защищаются законодательством в большинстве государств. А поскольку многие люди любят путешествовать, то знания в этой сфере законодательства – крайне необходимы каждый день там, где человек находится!

            Приобретение товаров (работ, услуг, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности) происходит каждый день в большом количестве. Соответственно знать о правах и обязанностях потребителя – полезно всем: как потребителям, так и продавцам (исполнителям)!

            Суть споров в этой области чаще всего сводится к тому, что изготовитель (исполнитель, продавец) продал (выполнил, оказал) потребителю некачественный товар (работу, услугу) или сделал это качественно, но несвоевременно. Конечно бывают случаи так называемого «потребительского терроризма» (потребительский экстремизм — поведение потребителей и/или их объединений, имеющее целью получить определённую выгоду и доход, манипулируя законодательством о правах потребителей в корыстных целях (источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC) или недобросовестного ведения бизнеса, когда главное – «впарить» и получить деньги, а не помочь потребителю решить его конкретную проблему. Причиной же споров являются: незнание своих прав и обязанностей, не доведение до потребителя необходимой информации о товаре (работе, услуге), неспособность владеть своими эмоциями (неуважение людей друг к другу), непринятие того, что всем свойственно ошибаться, нежелание искать компромисс, когда ситуация неоднозначная (неурегулированная), либо есть проблемы с доказательствами.

            Для демонстрации таких споров хочу сегодня привести следующий случай из моей адвокатской практики (я представлял интересы потребителя).

Описание спора: некачественное выполнение работ автосервисом по ремонту автомобиля (неправильное определение причины неисправности (некачественная диагностика), повлекшее выполнение ненужных работ, а также причинение вреда работником автосервиса автомобилю клиента (поломка детали при демонтаже) и по встречному иску автосервиса о взыскании с потребителя убытков в виде платы за выполненные работы и проведенную экспертизу качества выполненной работы.

Позиция и требования потребителя:

- расторжение договора на работы, которые не были необходимыми, с возвратом уплаченной за услугу суммы,

- обязать автосервис безвозмездно устранить недостатки выполненной работы (оказанной услуги), путем замены сломанной запчасти,

- взыскание с автосервиса неустойки,     

- взыскание с автосервиса компенсации причиненного морального вреда,

- взыскание с автосервиса судебных расходов.

Позиция и встречные требования автосервиса:

- непризнание требований потребителя в полном объеме,

- взыскание с потребителя суммы за выполненные работы,

- взыскание с потребителя расходов за проведенную экспертизу качества выполненной работы,

- взыскание судебных расходов.

Итог по спору: заключение в суде мирового соглашения, согласно которому: потребитель не оплачивает впоследствии качественно выполненные работы, автосервис отказывается от всех своих требований, автосервис компенсирует потребителю все судебные расходы.

По данному делу у сторон хоть и не сразу, но всё-таки появилось понимание рациональности заключения мирового соглашения. Конечно же такое стало возможным при взаимных уступках.

 

15 октября 2024 года

Адвокат Портной Евгений Ефимович.

Статья адвоката: Портной Евгений Ефимович