О предложении МВД по введению в ПИКоАП института обеспечения безопасности участников административного процесса

30 сентября 2020

О предложении МВД по введению в ПИКоАП института обеспечения безопасности участников административного процесса

Белорусской республиканской коллегией адвокатов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь внесены обоснованные возражения против предложения Министерства внутренних дел по введению в ПИКоАП института обеспечения безопасности участников административного процесса (неразглашение сведений о личности свидетеля и т.д.). Если у Вас имеются дополнительные обоснования в поддержку позиции БРКА, просим представить их в письменном виде.

Уважаемые коллеги!

Белорусской республиканской коллегией адвокатов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь внесены обоснованные возражения против предложения Министерства внутренних дел по введению в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях института обеспечения безопасности участников административного процесса (неразглашение сведений о личности свидетеля и т.д.).

По информации, полученной из Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, доводы Белорусской республиканской коллегии адвокатов приняты во внимание и учитываются при обсуждении предложения МВД.

Если у Вас имеются дополнительные обоснования в поддержку позиции БРКА, просим представлять их в письменном виде в адрес БРКА на электронную почту info@rka.by и по иным каналам связи.

Ниже приводим полный текст позиции БРКА по предложению МВД о введении института обеспечения безопасности участникам административного процесса.

«Белорусская республиканская коллегия адвокатов считает невозможным удовлетворение предложения МВД Республики Беларусь о включении института обеспечения безопасности участников административного процесса в ПИКоАП по следующим основаниям.

Во-первых, нововведение отрицательно скажется на доказательственной базе административного процесса, его допустимости, а также на эффективности, законности и достоверности вынесенного судебного постановления. 

Во-вторых, сокрытие личности одного из участников административного процесса повлечет за собой недовольство граждан, дополнительные жалобы от них ввиду необъективного рассмотрения административного дела. 

В-третьих, объективность и открытость процесса будет способствовать сплочению общества и приведет к моральному осуждению правонарушителей самими гражданами. 

В-четвертных, с точки зрения нравственности и морали борьба с правонарушениями и преступлениями являлись и являются делом чести и гордости сотрудников органов внутренних дел, а сокрытие ими в судебных заседаниях своих данных и лиц отрицательно скажется на имидже милиции. 

В-пятых, сам институт обеспечения безопасности участников уголовного процесса для Республики Беларусь является сравнительно новым, присущим только уголовному процессу, является одним из его принципов (статья 10 часть 7 УПК) и основывается на общепризнанных принципах международного права (статья 8 Конституции Республики Беларусь, далее - Конституция). 

Этот институт является определенным изъятием конституционного принципа равенства перед законом и права без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22 Конституции), открытого разбирательства дел во всех судах (статья 114 Конституции) и состязательности и равенства сторон в процессе (статья 115 Конституции) и объясняется степенью общественной опасности рассматриваемого преступления, а не административного правонарушения.  

В отличие от уголовного процесса,  принципами административного процесса является «равенство перед законом, равенство защиты прав, свобод и законных интересов» (статья 2.12 ПИКоАП), который предполагает, что «все лица, участвующие в административном процессе, равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту их прав, свобод и законных интересов; административный процесс осуществляется на основе равенства физических лиц перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства или места пребывания, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону; особенности порядка ведения административного процесса в отношении отдельных категорий лиц или отдельных категорий дел об административных правонарушениях устанавливаются настоящим Кодексом». 

Таким образом, степень общественной опасности административных правонарушений по своим фактическим последствиям не соразмерна с теми изъятиями по защите прав человека, которые предусматривают меры безопасности и которые могут быть сбалансированы только в уголовном процессе. 

В-шестых, международная практика подтверждает этот вывод.

Основополагающим документом ООН, закрепляющим основные права и свободы граждан, является Всеобщая декларация прав человека 1948 года, ряд положений которой имеет самое непосредственное отношение к деятельности по защите лиц, содействующих уголовному судопроизводству. Так, статья 3 Декларации устанавливает право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, статья 5 - запрет на жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание, а статья 7 определяет равенство всех граждан перед законом и право каждого, без всякого различия, на равную защиту закона.

В дальнейшем все разрабатываемые ООН документы в сфере обеспечения прав и интересов лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство, и в первую очередь потерпевших и свидетелей, развивая, детализируя и конкретизируя положения Всеобщей декларации прав человека, имели четкую направленность на максимальное повышение гарантий прав личности. Так, пункт 3 статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах обязывает государства обеспечивать любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты. Норма пункта 1 статьи 14 Пакта имеет самое непосредственное отношение к практическим мерам защиты свидетелей - возможность проведения частично или полностью закрытых судебных заседаний, что применимо к случаям оказания противоправного воздействия на них.

Таким образом, положения Декларации и Пакта призваны сориентировать государства - членов ООН на выработку единой консолидированной позиции в отношении защищаемых именно в уголовном процессе лиц, скоординировать законотворческие и правоприменительные усилия на национальных уровнях.

Заслуживает внимания статья 13 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята Резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1984 года), согласно которой государства обязаны принимать меры для обеспечения защиты истца и свидетелей от любых форм плохого обращения или запугивания в связи с их участием в уголовном судопроизводстве. Аналогичные положения содержатся в Уставе Международного военного трибунала в Гааге (принят 25.05.1993 Резолюцией 827 (1993) на 3217-м заседании Совета Безопасности ООН), в Уставе международного трибунала по Руанде (принят 08.11.1994 Резолюцией 955 (1994) на 3453-м заседании Совета Безопасности ООН).  

Особое место в этой области занимает Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29.11.1985 года), значимость которой определяется в первую очередь тем, что впервые на международном и региональном уровнях предложено разрабатывать пути и средства предоставления жертвам преступлений правовой защиты в тех случаях, когда национальных каналов недостаточно.

Декларация содержит определение термина «жертвы», под которое подпадает любой участник уголовного судопроизводства в случае оказания на него противоправного воздействия. В данном документе также закреплены меры, связанные с предоставлением жертвам информации об их роли, объеме, сроках проведения и ходе судебного разбирательства (подпункт «a» пункта 6 Декларации), обеспечением возможности рассмотрения мнений и пожеланий жертв на различных этапах судебного разбирательства в тех случаях, когда затрагиваются их личные интересы (подпункт «b» пункта 6 Декларации), предоставлением помощи жертвам на всем протяжении судебного разбирательства (подпункт «d» пункта 6 Декларации), принятием мер охраны их личной жизни в тех случаях, когда это необходимо, и обеспечением их безопасности (подпункт «e» пункта 6 Декларации).

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) в статье 24 очерчивает круг защищаемых лиц указанием на потерпевших и свидетелей, которые «фактически дают показания в суде в связи с преступлениями, охватываемыми Конвенцией", включая участие в деятельности организованной преступной группы, отмывание денег, коррупцию в государственном секторе, воспрепятствование отправлению правосудия, торговлю людьми, незаконное изготовление и оборот огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, незаконный ввоз мигрантов и другие серьезные преступления, определенные в Конвенции, которые сочетают такие элементы, как транснациональный характер и причастность организованной преступной группы. Положения статьи 24 Конвенции требуют от государств принятия надлежащих мер по защите участвующих в уголовном производстве свидетелей от угроз, запугивания, коррупции и нанесения телесных повреждений и укреплению международного сотрудничества.

Немалое влияние на процесс формирования правовой базы по вопросам защиты участников уголовного судопроизводства оказывают конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В частности, Каракасская декларация, принятая шестым Конгрессом ООН, провозгласила руководящие принципы уголовного правосудия, среди которых был закреплен принцип предоставления всем максимальной безопасности и охраны их прав и свобод.  

Седьмым конгрессом ООН был утвержден Миланский план действий (принят на седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Милан (Италия), 26 августа - 6 сентября 1985 года), который содержит рекомендации по совершенствованию системы уголовного правосудия, охватывающие вопросы защиты свидетелей, в целях укрепления способности реагировать на изменения общественных условий и новые формы преступности. Под реагированием следует понимать действия государств по применению мер безопасности в отношении лиц, содействующих уголовному судопроизводству и подвергающихся в связи с исполнением своего гражданского долга активному противоправному воздействию со стороны подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и их окружения. 

В Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (приложение к Миланскому плану действий. Приняты на седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Милан (Италия), 26 августа - 6 сентября 1985 года) провозглашена необходимость принимать законодательные и другие меры в целях обеспечения жертв преступлений эффективными средствами правовой защиты (пункт 12), создавать соответствующие механизмы правовой помощи и защиты прав человека в соответствии с требованиями правосудия (пункт 27), а также закреплен принцип обеспечения широкого доступа к правосудию для всех слоев общества (пункт 27).

< p align="justify"> Исследование международных основ следует дополнить анализом документов, выработанных региональными международными организациями, членство в которых поддерживают государства - члены ЕС.  

Так, в рамках Совета Европы приняты следующие документы по отдельным аспектам защиты участников уголовного судопроизводства:  

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам;

Европейская конвенция о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений; 

Рекомендации об оказании помощи жертвам и предупреждении виктимизации.

Таким образом, рассмотренные международные правовые акты служат базой и ориентиром для совершенствования национального законодательства государств в сфере защиты участников уголовного судопроизводства (выделено нами), а не административного. 

Следует констатировать, что на сегодняшний день в ЕС на наднациональном уровне не урегулированы вопросы защиты свидетелей. Вместе с тем отдельные аспекты рассматриваемой проблемы нашли свое отражение в источниках права ЕС, посвященных борьбе с организованной преступностью. 

Принятием Стратегии ЕС по внутренней безопасности (the Commission Communication on the EU Internal Security Strategy), закрепившей направления общей политики ЕС в сфере противодействия организованной и транснациональной преступности, ознаменовался 2010 г. На основе названной Стратегии ежегодно принимаются рабочие программы по предупреждению и борьбе с преступностью, представляющие собой специфические программы софинансирования приоритетных направлений борьбы с преступностью . 

Несмотря на то, что вопросы защиты жертв преступлений остаются на повестке дня Европейской комиссии, в принятой в 2012 г. Директиве по защите жертв преступлений ЕС не берет на себя конкретных обязательств по защите свидетелей (выделено нами). 

При отсутствии наднационального регулирования государства - члены ЕС самостоятельно вырабатывают направления национальной уголовной политики в сфере защиты свидетелей и принимают соответствующие нормативные правовые акты.  

В частности, в Великобритании правовая основа мер по защите свидетелей определена в Законах «О борьбе с серьезной и организованной преступностью и функциях полиции» (Serious and Organised Crime and Policy Act) и «О судопроизводстве в отношении несовершеннолетних» 1999 года.

Во Франции защита свидетелей регулируется статьями 706-57 - 706-63 Уголовно-процессуального кодекса.

Нельзя не упомянуть о практике региональной кооперации государств - членов ЕС в рассматриваемой сфере.

Например, в 2005 году Латвия, Литва и Эстония подписали Соглашение о сотрудничестве в области защиты свидетелей, которое до сих пор остается единственной региональной инициативой в ЕС. Соглашение предусматривает равные возможности защиты свидетелей или жертв преступлений, являющихся гражданами балтийских государств, включая их переселение из любой упомянутой страны в любое другое балтийское государство на временной или, если государство происхождения более не в состоянии обеспечивать безопасность данного лица, на постоянной основе.

Таким образом, на сегодняшний день в ряде европейских стран действуют специальные законы о защите свидетелей (Российская Федерация, Украина, Германия, Италия, Литва, Польша, Чешская Республика), но только в уголовном процессе. Несмотря на то что в других странах такие законы отсутствуют (Австрия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция), вопросы защиты свидетелей нормативно урегулированы только в уголовно-процессуальном законодательстве.

При этом государства соблюдают не только национальное законодательство, но и международные акты в сфере защиты свидетелей.»

ID: 73520

Название: О предложении МВД по введению в ПИКоАП института обеспечения безопасности участников административного процесса

Картинка для анонса: 

Детальное описание: 

Уважаемые коллеги!

Белорусской республиканской коллегией адвокатов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь внесены обоснованные возражения против предложения Министерства внутренних дел по введению в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях института обеспечения безопасности участников административного процесса (неразглашение сведений о личности свидетеля и т.д.).

По информации, полученной из Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, доводы Белорусской республиканской коллегии адвокатов приняты во внимание и учитываются при обсуждении предложения МВД.

Если у Вас имеются дополнительные обоснования в поддержку позиции БРКА, просим представлять их в письменном виде в адрес БРКА на электронную почту info@rka.by и по иным каналам связи.

Ниже приводим полный текст позиции БРКА по предложению МВД о введении института обеспечения безопасности участникам административного процесса.

«Белорусская республиканская коллегия адвокатов считает невозможным удовлетворение предложения МВД Республики Беларусь о включении института обеспечения безопасности участников административного процесса в ПИКоАП по следующим основаниям.

Во-первых, нововведение отрицательно скажется на доказательственной базе административного процесса, его допустимости, а также на эффективности, законности и достоверности вынесенного судебного постановления. 

Во-вторых, сокрытие личности одного из участников административного процесса повлечет за собой недовольство граждан, дополнительные жалобы от них ввиду необъективного рассмотрения административного дела. 

В-третьих, объективность и открытость процесса будет способствовать сплочению общества и приведет к моральному осуждению правонарушителей самими гражданами. 

В-четвертных, с точки зрения нравственности и морали борьба с правонарушениями и преступлениями являлись и являются делом чести и гордости сотрудников органов внутренних дел, а сокрытие ими в судебных заседаниях своих данных и лиц отрицательно скажется на имидже милиции. 

В-пятых, сам институт обеспечения безопасности участников уголовного процесса для Республики Беларусь является сравнительно новым, присущим только уголовному процессу, является одним из его принципов (статья 10 часть 7 УПК) и основывается на общепризнанных принципах международного права (статья 8 Конституции Республики Беларусь, далее - Конституция). 

Этот институт является определенным изъятием конституционного принципа равенства перед законом и права без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22 Конституции), открытого разбирательства дел во всех судах (статья 114 Конституции) и состязательности и равенства сторон в процессе (статья 115 Конституции) и объясняется степенью общественной опасности рассматриваемого преступления, а не административного правонарушения.  

В отличие от уголовного процесса,  принципами административного процесса является «равенство перед законом, равенство защиты прав, свобод и законных интересов» (статья 2.12 ПИКоАП), который предполагает, что «все лица, участвующие в административном процессе, равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту их прав, свобод и законных интересов; административный процесс осуществляется на основе равенства физических лиц перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства или места пребывания, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону; особенности порядка ведения административного процесса в отношении отдельных категорий лиц или отдельных категорий дел об административных правонарушениях устанавливаются настоящим Кодексом». 

Таким образом, степень общественной опасности административных правонарушений по своим фактическим последствиям не соразмерна с теми изъятиями по защите прав человека, которые предусматривают меры безопасности и которые могут быть сбалансированы только в уголовном процессе. 

В-шестых, международная практика подтверждает этот вывод.

Основополагающим документом ООН, закрепляющим основные права и свободы граждан, является Всеобщая декларация прав человека 1948 года, ряд положений которой имеет самое непосредственное отношение к деятельности по защите лиц, содействующих уголовному судопроизводству. Так, статья 3 Декларации устанавливает право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, статья 5 - запрет на жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание, а статья 7 определяет равенство всех граждан перед законом и право каждого, без всякого различия, на равную защиту закона.

В дальнейшем все разрабатываемые ООН документы в сфере обеспечения прав и интересов лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство, и в первую очередь потерпевших и свидетелей, развивая, детализируя и конкретизируя положения Всеобщей декларации прав человека, имели четкую направленность на максимальное повышение гарантий прав личности. Так, пункт 3 статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах обязывает государства обеспечивать любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты. Норма пункта 1 статьи 14 Пакта имеет самое непосредственное отношение к практическим мерам защиты свидетелей - возможность проведения частично или полностью закрытых судебных заседаний, что применимо к случаям оказания противоправного воздействия на них.

Таким образом, положения Декларации и Пакта призваны сориентировать государства - членов ООН на выработку единой консолидированной позиции в отношении защищаемых именно в уголовном процессе лиц, скоординировать законотворческие и правоприменительные усилия на национальных уровнях.

Заслуживает внимания статья 13 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята Резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1984 года), согласно которой государства обязаны принимать меры для обеспечения защиты истца и свидетелей от любых форм плохого обращения или запугивания в связи с их участием в уголовном судопроизводстве. Аналогичные положения содержатся в Уставе Международного военного трибунала в Гааге (принят 25.05.1993 Резолюцией 827 (1993) на 3217-м заседании Совета Безопасности ООН), в Уставе международного трибунала по Руанде (принят 08.11.1994 Резолюцией 955 (1994) на 3453-м заседании Совета Безопасности ООН).  

Особое место в этой области занимает Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29.11.1985 года), значимость которой определяется в первую очередь тем, что впервые на международном и региональном уровнях предложено разрабатывать пути и средства предоставления жертвам преступлений правовой защиты в тех случаях, когда национальных каналов недостаточно.

Декларация содержит определение термина «жертвы», под которое подпадает любой участник уголовного судопроизводства в случае оказания на него противоправного воздействия. В данном документе также закреплены меры, связанные с предоставлением жертвам информации об их роли, объеме, сроках проведения и ходе судебного разбирательства (подпункт «a» пункта 6 Декларации), обеспечением возможности рассмотрения мнений и пожеланий жертв на различных этапах судебного разбирательства в тех случаях, когда затрагиваются их личные интересы (подпункт «b» пункта 6 Декларации), предоставлением помощи жертвам на всем протяжении судебного разбирательства (подпункт «d» пункта 6 Декларации), принятием мер охраны их личной жизни в тех случаях, когда это необходимо, и обеспечением их безопасности (подпункт «e» пункта 6 Декларации).

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) в статье 24 очерчивает круг защищаемых лиц указанием на потерпевших и свидетелей, которые «фактически дают показания в суде в связи с преступлениями, охватываемыми Конвенцией", включая участие в деятельности организованной преступной группы, отмывание денег, коррупцию в государственном секторе, воспрепятствование отправлению правосудия, торговлю людьми, незаконное изготовление и оборот огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, незаконный ввоз мигрантов и другие серьезные преступления, определенные в Конвенции, которые сочетают такие элементы, как транснациональный характер и причастность организованной преступной группы. Положения статьи 24 Конвенции требуют от государств принятия надлежащих мер по защите участвующих в уголовном производстве свидетелей от угроз, запугивания, коррупции и нанесения телесных повреждений и укреплению международного сотрудничества.

Немалое влияние на процесс формирования правовой базы по вопросам защиты участников уголовного судопроизводства оказывают конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В частности, Каракасская декларация, принятая шестым Конгрессом ООН, провозгласила руководящие принципы уголовного правосудия, среди которых был закреплен принцип предоставления всем максимальной безопасности и охраны их прав и свобод.  

Седьмым конгрессом ООН был утвержден Миланский план действий (принят на седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Милан (Италия), 26 августа - 6 сентября 1985 года), который содержит рекомендации по совершенствованию системы уголовного правосудия, охватывающие вопросы защиты свидетелей, в целях укрепления способности реагировать на изменения общественных условий и новые формы преступности. Под реагированием следует понимать действия государств по применению мер безопасности в отношении лиц, содействующих уголовному судопроизводству и подвергающихся в связи с исполнением своего гражданского долга активному противоправному воздействию со стороны подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и их окружения. 

В Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (приложение к Миланскому плану действий. Приняты на седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Милан (Италия), 26 августа - 6 сентября 1985 года) провозглашена необходимость принимать законодательные и другие меры в целях обеспечения жертв преступлений эффективными средствами правовой защиты (пункт 12), создавать соответствующие механизмы правовой помощи и защиты прав человека в соответствии с требованиями правосудия (пункт 27), а также закреплен принцип обеспечения широкого доступа к правосудию для всех слоев общества (пункт 27).

< p align="justify"> Исследование международных основ следует дополнить анализом документов, выработанных региональными международными организациями, членство в которых поддерживают государства - члены ЕС.  

Так, в рамках Совета Европы приняты следующие документы по отдельным аспектам защиты участников уголовного судопроизводства:  

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам;

Европейская конвенция о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений; 

Рекомендации об оказании помощи жертвам и предупреждении виктимизации.

Таким образом, рассмотренные международные правовые акты служат базой и ориентиром для совершенствования национального законодательства государств в сфере защиты участников уголовного судопроизводства (выделено нами), а не административного. 

Следует констатировать, что на сегодняшний день в ЕС на наднациональном уровне не урегулированы вопросы защиты свидетелей. Вместе с тем отдельные аспекты рассматриваемой проблемы нашли свое отражение в источниках права ЕС, посвященных борьбе с организованной преступностью. 

Принятием Стратегии ЕС по внутренней безопасности (the Commission Communication on the EU Internal Security Strategy), закрепившей направления общей политики ЕС в сфере противодействия организованной и транснациональной преступности, ознаменовался 2010 г. На основе названной Стратегии ежегодно принимаются рабочие программы по предупреждению и борьбе с преступностью, представляющие собой специфические программы софинансирования приоритетных направлений борьбы с преступностью . 

Несмотря на то, что вопросы защиты жертв преступлений остаются на повестке дня Европейской комиссии, в принятой в 2012 г. Директиве по защите жертв преступлений ЕС не берет на себя конкретных обязательств по защите свидетелей (выделено нами). 

При отсутствии наднационального регулирования государства - члены ЕС самостоятельно вырабатывают направления национальной уголовной политики в сфере защиты свидетелей и принимают соответствующие нормативные правовые акты.  

В частности, в Великобритании правовая основа мер по защите свидетелей определена в Законах «О борьбе с серьезной и организованной преступностью и функциях полиции» (Serious and Organised Crime and Policy Act) и «О судопроизводстве в отношении несовершеннолетних» 1999 года.

Во Франции защита свидетелей регулируется статьями 706-57 - 706-63 Уголовно-процессуального кодекса.

Нельзя не упомянуть о практике региональной кооперации государств - членов ЕС в рассматриваемой сфере.

Например, в 2005 году Латвия, Литва и Эстония подписали Соглашение о сотрудничестве в области защиты свидетелей, которое до сих пор остается единственной региональной инициативой в ЕС. Соглашение предусматривает равные возможности защиты свидетелей или жертв преступлений, являющихся гражданами балтийских государств, включая их переселение из любой упомянутой страны в любое другое балтийское государство на временной или, если государство происхождения более не в состоянии обеспечивать безопасность данного лица, на постоянной основе.

Таким образом, на сегодняшний день в ряде европейских стран действуют специальные законы о защите свидетелей (Российская Федерация, Украина, Германия, Италия, Литва, Польша, Чешская Республика), но только в уголовном процессе. Несмотря на то что в других странах такие законы отсутствуют (Австрия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция), вопросы защиты свидетелей нормативно урегулированы только в уголовно-процессуальном законодательстве.

При этом государства соблюдают не только национальное законодательство, но и международные акты в сфере защиты свидетелей.»

Детальная картинка: 

Кем создан (ID): 1

Кем создан (имя): (admin) БРКА