burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Интервью с Министром юстиции Республики Беларусь О.Л.Слижевским

Опубликовано: 19 июл 2016

автор: БРКА

Интервью с Министром юстиции Республики Беларусь О.Л.Слижевским
<p><strong>Какой видится адвокатура сегодня, какие задачи являются первоочередными, какие вопросы должны решаться в перспективе, достаточно ли полномочий у белорусского адвоката, какую профессию выбрал бы с высоты сегодняшнего опыта выпускник юридического факультета О.Слижевский? </strong></p> <p><strong>Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью с Министром юстиции Республики Беларусь О.Л. Слижевским. </strong></p> <p> </p> <p><strong><em>Олег Леонидович,  как Вы относитесь к  тем изменением и дополнениям, которые предложены в Закон  «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», насколько по-Вашему,   эти новшества отвечают главной задаче -  повысить качество оказания правовой помощи и  требования к адвокатскому корпусу?</em></strong></p> <p>  Наше общество динамично развивается. Чтобы право  учитывало потребности общественного развития, время от времени необходимо совершенствование законодательства.</p> <p>Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» было обусловлено необходимостью оптимизации норм с учетом практики его применения за прошедший четырехлетний период, организации деятельности адвокатского сообщества, повышения качества оказания юридической помощи. </p> <p>Выработке предложений предшествовали изучение и анализ деятельности юридических консультаций, адвокатских бюро и адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально по всей стране.</p> <p>Безусловно, корректировка закона направлена на улучшение адвокатской деятельности. При этом изменения и дополнения не являются кардинальными, не меняют основные подходы к осуществлению адвокатской деятельности, а призваны усовершенствовать правовое регулирование в данной сфере.</p> <p>Так, в подготовленный Министерством юстиции проект Закона              «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь       «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» включены нормы, направленные на усиление гарантий адвокатской деятельности, улучшение порядка прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена претендентами на осуществление адвокатской деятельности, порядка определения и утверждения размера уплаты взносов в коллегии адвокатов, процедуры привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности.</p> <p>Кроме того, предусмотрено повышение роли коллегий адвокатов, в том числе Республиканской коллегии адвокатов, и расширение полномочий председателей и советов коллегий адвокатов.</p> <p><em> </em> <strong><em>По новому Закону адвокатура страны живет с апреля 2012 года. Как на Ваш взгляд,   изменился за эти четыре года институт? Какие перемены можно назвать положительными и есть ли отрицательные результаты?</em></strong></p> <p> Принятие Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь»  я бы назвал одним из значимых событий в жизни нашего общества, поскольку это создало основу для реформирования системы квалифицированной юридической помощи в республике и повышения ее качества, а также дало возможность и далее поступательно развиваться  белорусской адвокатуре.</p> <p>Закон определил компетенцию органов адвокатского самоуправления, предусмотрел наличие специализированных органов для рассмотрения  жалоб на действия адвокатов – дисциплинарных комиссий, ввел новые формы осуществления адвокатской деятельности (адвокатские бюро и индивидуальная адвокатская деятельность), существенно расширил  поле деятельности адвокатов, дополнив его новыми видами юридической помощи, актуальными в современных экономических условиях (правовая работа по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, по обеспечению хозяйственной и иной деятельности).</p> <p class="a">Нововведения Закона коснулись также и сферы оказания юридических услуг.  </p> <p>В частности, были сделаны определенные шаги по созданию единого института оказания юридической помощи, объединяющего адвокатов и юристов, осуществляющих лицензируемый вид деятельности - оказание юридических услуг. Закон расширил компетенцию адвокатов, включив в неё вопросы правовой помощи в экономической сфере. Для  юристов – хозяйственников был предусмотрен упрощенный порядок получения лицензии на право осуществления адвокатской деятельности.</p> <p class="Style7">Учитывая такие кардинальные изменения, вполне естественно, что на начальном этапе возникали различные вопросы по поводу организации и осуществления адвокатской деятельности, функционирования  органов управления  коллегий адвокатов.</p> <p>На сегодняшний день осуществляется последовательная реализация Закона. Создаются новые адвокатские бюро, ряд адвокатов осуществляет адвокатскую деятельность индивидуально,  перешедшие в адвокатуру юристы-хозяйственники составили достойную конкуренцию адвокатам в своей специализации. Налажена работа органов адвокатского самоуправления. Институт адвокатуры стал более организованным.</p> <p> <strong><em>Как Вы оцениваете работу Республиканской коллегии         адвокатов, ее функции и роль в жизни адвокатуры страны?</em></strong></p> <p> В соответствии с Законом Республики Беларусь                                       «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» Республиканская коллегия адвокатов представляет и защищает интересы адвокатов во взаимоотношениях с государственными органами и иными организациями, координирует деятельность территориальных коллегий адвокатов, осуществляет меры, направленные на повышение качества оказания юридической помощи.</p> <p>В 2014 году Министерством юстиции совместно с заинтересованными государственными органами в рамках  мониторинга  проведена работа по изучению и анализу практики применения названного Закона и иных нормативных правовых актов по вопросам адвокатской деятельности.</p> <p>В ходе изучения были выявлены недостатки и проблемные вопросы.</p> <p>Так, в настоящее время в адвокатуре территориальные коллегии «сочетаются» между собой в основном по горизонтальному принципу управления, при этом Республиканская коллегия адвокатов формально объединяет всех членов коллегий, но не имеет таких властных полномочий, как территориальные коллегии, хотя, по сути, является высшим исполнительным органом. В этой связи необходимо усиление роли Республиканской коллегии адвокатов, которая должна не только координировать работу территориальных коллегий адвокатов, но и осуществлять оперативное управление некоторыми вопросами деятельности всей адвокатуры в стране и, следовательно, нести ответственность за организацию и обеспечение оказания юридической помощи.</p> <p>По результатам мониторинга выработаны конкретные предложения по совершенствованию норм законодательства об адвокатуре, в том числе направленные на усиление роли и расширение перечня полномочий Республиканской коллегии адвокатов, а также полномочий ее председателя, которые нашли свое  отражение в подготовленном Министерством юстиции проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь».</p> <p> <strong><em>Достаточно ли сегодня, на Ваш взгляд, у белорусского             адвоката полномочий для осуществления качественной защиты прав и законных интересов граждан и субъектов хозяйствования?</em></strong></p> <p><strong><em> </em></strong>Одной из важнейших задач института адвокатуры является обеспечение конституционного права гражданина на квалифицированную юридическую помощь. От качества работы адвоката во многом зависит законность, стабильность и правопорядок в стране.</p> <p>Благодаря новому Закону Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь»  адвокаты получили новые возможности в осуществлении своей деятельности.</p> <p>Для обеспечения защиты законных интересов граждан в Республике Беларусь сформирована стройная система органов адвокатского самоуправления.</p> <p>Адвокатский корпус республики достаточно стабилен, существующий количественный состав позволяет выполнять возложенные на адвокатуру функции.</p> <p>Грамотная работа коллегий адвокатов позволяет создавать условия для доступности юридической помощи различным категориям населения  во всех регионах республики.</p> <p>Сегодня работают практически во всех районных центрах 160 юридических консультаций, в которых осуществляют адвокатскую деятельность 1500 адвокатов; функционируют 64 адвокатских бюро;                          245 адвокатов осуществляют адвокатскую деятельность индивидуально.</p> <p>Адвокаты ежегодно выполняют около 400 тыс. поручений клиентов.</p> <p>Значительная часть поручений (20 %) адвокатами оказывается бесплатно. На эффективность работы адвокатов указывает тот факт, что в 2015 году из всех заявленных адвокатами ходатайств по уголовным делам удовлетворено свыше 45% ходатайств. Общий процент удовлетворенных позиций адвокатов по гражданским делам составляет свыше 70%.</p> <p>Кроме того, по инициативе Министерства юстиции в рамках реализации Государственной программы возрождения и развития села  обеспечена доступность юридической помощи адвокатами населению агрогородков. Выезжая по заявительному принципу, адвокаты в 2015 году выполнили около 600 поручений граждан.</p> <p>Для обеспечения эффективной правовой защиты субъектов хозяйствования в Республике Беларусь проводится курс на специализацию адвокатской деятельности.            Ежегодно  увеличивается количество договоров на юридическое обслуживание, заключенных адвокатами с предприятиями и организациями.</p> <p>Вместе с тем,  время идет вперед, и на практике возникают новые вопросы. Поэтому целесообразно продумать и оценить дальнейшие перспективы и направления совершенствования правового регулирования института адвокатуры, в том числе в связи с  развитием и совершенствованием ее внутренней организации, управляемости и самоконтроля.</p> <p>За многие годы адвокатским сообществом  накоплен достаточный опыт самоуправления с учетом предоставленных полномочий, что в настоящее время позволяет совершенствовать правовое регулирование института адвокатуры.</p> <p>В связи с этим законопроектом предложено внести соответствующие корректировки в Закон об адвокатуре. В статье 4 Закона об адвокатуре предложено дополнительно закрепить также принципы организации адвокатуры - самоуправление и самофинансирование и единство статуса адвокатов.</p> <p> <strong><em>Известно, что нередко адвокатские запросы в ту или иную организацию остаются без ответа. Это является сегодня одной из острых проблем для адвокатов,  которая в первую очередь отражается на качестве оказания юридической помощи.  Не считаете ли Вы, что необходимо законодательное закрепление ответственности руководителей или организаций,  не отреагировавших на запрос адвоката? И какие могут быть предприняты шаги сегодня, чтобы этот вопрос был решен?</em></strong></p> <p><strong><em> </em></strong>Абзацем 4 пункта 2 статьи 17 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь»  предусмотрено право адвоката запрашивать справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, у государственных органов и иных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии. Однако рядом законов, регулирующих деятельность в той либо иной сфере, не установлен порядок выдачи ответов на запросы адвокатов, что, действительно, порой препятствует реализации вышеназванного права адвоката, а также реализации в полной мере принципа состязательности сторон в уголовном процессе.</p> <p>Министерством юстиции проведена большая работа, связанная с выполнением поручения Правительства Республики Беларусь, в соответствии с которым совместно с заинтересованными прорабатывался вопрос о необходимости законодательного закрепления права адвоката на получение информации ограниченного распространения, содержащей сведения о частной жизни гражданина.</p> <p>Сейчас Министерство юстиции аккумулирует предложения заинтересованных государственных органов относительно возможности и условий предоставления адвокатам соответствующей информации, определяются подходы относительно содержания предполагаемого проекта законодательного акта.</p> <p>Так, предполагается внесение изменений в Закон Республики Беларусь «О регистре населения» с тем, чтобы адвокат, адвокатское бюро имели право на получение по запросу из регистра населения сведения об основных либо дополнительных персональных данных.</p> <p>Законодательное закрепление права адвоката и адвокатского бюро на истребование сведений из государственного регистра будет способствовать качественному оказанию юридической помощи и явится важной гарантией адвокатской деятельности.</p> <p>         Министерством юстиции продолжается также работа, связанная с урегулированием вопросов, касающихся ответственности руководителей, не отреагировавших на запрос адвоката.</p> <p> <em><strong>Адвокатура постепенно доказывает, что со временем институт сможет полностью избавить Министерство юстиции от тех функций, которые оно осуществляет в отношении института. И это в полной мере соответствует той задаче, которую ставит сегодня Глава государства. Как Вы считаете, если вопрос доступа в профессию будет полностью решаться самим институтом адвокатуры,  как это отразится на его дальнейшем развитии и могут ли быть негативные последствия?</strong></em></p> <p> Сегодня мы все больше и больше осознаем, что  построение правового государства требует не только наличия грамотных и действенных  законов, но и существования реальной возможности их реализации, а также умения  граждан пользоваться своими правами. А это невозможно без адвокатов, через которых в основном реализуется конституционное право каждого на получение профессиональной  юридической помощи.</p> <p>Обеспечение конституционного права гражданина на квалифицированную юридическую помощь является одной из важнейших задач института адвокатуры.</p> <p>В связи с этим необходимо учитывать, что адвокатская деятельность  это не только профессиональная юридическая деятельность, но и служение государству, праву и человеку. От качества работы адвоката во многом зависит законность, стабильность и правопорядок в стране.</p> <p>Отсутствие качественной правовой помощи может привести к серьезным негативным последствиям (привлечение к ответственности невиновных, причинение вреда имущественным интересам, банкротство, ликвидация организаций с сокращением  рабочих мест). Все эти факторы могут вызвать социальную напряженность в обществе.</p> <p>Принимая во внимание новизну для Республики Беларусь института саморегулирования, переход к нему не должен означать полную свободу саморегулирования от государства, а должен предполагать наделение саморегулируемых организаций определенными полномочиями при сохранении за государством соответствующих контрольных функций.</p> <p>Государство уделяло и будет уделять особое  внимание квалифицированному  оказанию  юридической  помощи,  так  как от  уровня  и качества  ее  оказания  зависит  соблюдение  конституционных   прав граждан на квалифицированную  юридическую  помощь,  обеспечение вынесения законных, обоснованных  и справедливых судебных решений.</p> <p>Министерство юстиции в установленном порядке осуществляет контроль за соблюдением законодательства коллегиями адвокатов, юридическими консультациями, адвокатскими бюро и адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально в территориальных коллегиях адвокатов. В республике создано специальное законодательство в области адвокатуры. </p> <p>Осуществление лицензирования адвокатской деятельности позволило  нам создать эффективно действующую систему правового обеспечения граждан и юридических лиц. Данные подходы соответствует содержанию и духу международных актов.</p> <p>Поэтому в дальнейшем должны последовательно реализовываться действующие меры по функционированию эффективной системы правовой помощи: существование определенной системы доступа к осуществлению адвокатской деятельности, предусматривающей наличие определенного опыта работы, квалификации и подготовки юристов, наличие процедуры проверки соответствия установленным требованиям, в том числе посредством осуществления лицензирования.</p> <p>         Следует отметить также, что сегодня законодательно закреплены категории граждан, имеющие право на оказание юридической помощи за  счет средств республиканского и местного бюджетов. Кроме того, коллегии адвокатов вправе принимать решения об оказании бесплатной юридической помощи тем или иным категориям граждан за счет собственных средств.</p> <p>         Наша задача – обеспечить реализацию этих норм закона, предоставив в действительности бесплатную правовую помощь малоимущим и иных незащищенным слоям  граждан, когда они в ней будут нуждаться.</p> <p>Адвокатура - особый институт гражданского общества, обладающий публично-правовым статусом. Профессиональная защита в уголовном процессе и гражданское представительство являются составными частями правосудия. Государство, обеспечивая конституционные гарантии на получение квалифицированной правовой помощи, не может быть в стороне от решения вопросов организации и качества работы адвокатов.</p> <p>Полагаю, что существующая сегодня система допуска к профессии адвоката неплохо себя зарекомендовала. С одной стороны, она способствует вхождению в профессию наиболее подготовленных специалистов, с другой стороны, не превращает адвокатуру в закрытую корпорацию, как это нередко бывает в странах, где вопрос допуска к профессии адвоката решают сами адвокаты.</p> <p> <strong><em>Олег Леонидович, если бы Вам, допустим выпускнику юридического Вуза,  предложили выбрать  дальнейшую профессию: стать либо прокурором,  либо адвокатом. Что бы Вы сами себе посоветовали выбрать,  с высоты сегодняшнего опыта и почему?</em></strong></p> <p><strong><em> </em></strong>Вопрос интересный. Когда я заканчивал университет, у меня была мечта – стать судьей. Мне всегда были близки идеалы справедливости, и я хотел внести свой вклад в торжество этих идеалов. С этим связан и выбор первого места работы – судебный исполнитель в суде. Судьба распорядилась иначе, но я об этом не жалею, поскольку любая юридическая профессия подразумевает служение закону.</p> <p class="ConsPlusNormal">Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. Основная задача адвокатуры – оказание на профессиональной основе юридической помощи клиентам в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов. Как видим, задачи прокуратуры и адвокатуры во многом схожи. Более того, в силу предоставленных законом полномочий у прокуратуры больше возможностей по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций. Но, как я понимаю, вопрос больше связан с различными функциями прокурора и адвоката в уголовном процессе, где один выступает на стороне обвинения, а другой – защиты. Если вопрос стоит в плоскости «обвинять или защищать», то выбирать профессию прокурора или адвоката необходимо исходя из внутренних предпочтений и способностей. Обе эти функции одинаково важны, главное, чтобы те, кто их выполняет, были профессионалами своего дела и руководствовались в своей деятельности буквой закона и идеалами справедливости. Лично я больше склонен защищать. Не в смысле «помочь виновному лицу избежать ответственности», а в смысле «сделать все возможное, чтобы были учтены все обстоятельства для принятия обоснованного, законного и справедливого решения».</p> <p class="ConsPlusNormal">В любом случае, если бы можно было повернуть время вспять, я снова выбрал бы профессию по юридической специальности.</p> <p>  <strong><em>Совсем недавно белорусская адвокатура отметила 94-летие со Дня образования. Что бы Вы пожелали  адвокатам страны?  </em></strong></p> <p>В настоящее время адвокатское сообщество нашей страны функционирует стабильно и эффективно, утверждая принципы справедливости и гуманизма, реализуя стремление гражданина чувствовать себя защищенным.</p> <p>Уверен, что белорусская адвокатура и в дальнейшем будет справляться с поставленными задачами, активно развиваться и совершенствоваться.</p> <p>Хочу пожелать всем адвокатам республики доброго здоровья, неисчерпаемой энергии, благополучия, выдержки в сложных ситуациях, мудрых решений и радости от одержанных процессуальных побед.</p> <p> </p> <p>Интервью подготовила пресс-секретарь Республиканской коллегии адвокатов Ирина Реут</p> <p> </p> <p class="ConsPlusNormal"> </p> <p class="ConsPlusNormal"> </p> <p class="ConsPlusNormal"> </p> <p class="ConsPlusNormal"> </p> <p class="ConsPlusNormal"> </p> <p> </p>

Опубликовано: 19 июл 2016
Автор: БРКА

Другие новости