Адвокаты - об агитации

5 августа 2020

Адвокаты - об агитации

Публикуем ответы на вопросы об агитации предвыборной и в день выборов (в день голосования).

Что такое агитация?

В соответствии со ст.155 Избирательного кодекса Республики Беларусь предвыборная агитация - деятельность граждан Республики Беларусь, политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, кандидатов, их доверенных лиц, инициативных групп, осуществлявших сбор подписей по выдвижению кандидатов и проводящих агитацию за их избрание, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, голосованию за тех или иных кандидатов или против них.

Таким образом, к агитационным действиям относятся те действия отдельных граждан или групп граждан, которые имеют целью именно побудить избирателей голосовать за (либо против) конкретных кандидатов. Поскольку законодатель не установил конкретную форму, в которой осуществляются агитационные действия, можно сделать вывод, что агитационные действия могут выражаться в любой форме (в том числе и молчанием, и демонстрацией определенных вещей либо символов), если они совершаются с агитационной целью.

Когда агитация разрешена?

Системный анализ норм кодекса позволяет сделать вывод о времени начала и окончания предвыборной агитации: она начинается с момента регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь и заканчивается в полночь в субботу, предшествующую голосованию.

Какие существуют ограничения при проведении предвыборной агитации?

Запрещается агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда войны, содержатся призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву, или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.

Кандидатам в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их доверенным лицам, иным гражданам и организациям при проведении ими предвыборной агитации запрещается раздавать денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно предоставлять любые услуги и товары, за исключением агитационных печатных материалов, специально изготовленных с соблюдением требований настоящего Кодекса для избирательной кампании. При проведении предвыборной агитации запрещается воздействовать на граждан обещаниями передачи им денежных средств, материальных ценностей.

Запрещается агитация за кандидата в Президенты Республики Беларусь, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов.

Какая ответственность за нарушение ограничений при проведении предвыборной агитации?

В случае нарушения установленных законом ограничений при проведении предвыборной агитации соответствующие избирательные комиссии принимают меры по пресечению нарушений, а Центральная комиссия, территориальная, окружная избирательная комиссия вправе также отменить решение о регистрации кандидата.

Также за нарушение установленных законом ограничений при проведении предвыборной агитации лицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 9.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, где предусмотрена ответственность за "нарушения законодательства о выборах".

То есть, за нарушение установленных законом ограничений ЦИК может отменить решение о регистрации кандидата, а нарушившее ограничения лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Какая ответственность за проведение агитации в день голосования?

Агитация в день голосования не допускается. Однако, агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, сохраняются на прежних местах.

В соответствии со статьей 9.10 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь проведение агитации в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, либо незаконное привлечение или использование денежных средств или материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов, референдума, отзыва депутата или мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан, либо непредставление Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательной комиссии, комиссии по референдуму или комиссии по проведению голосования об отзыве депутата необходимых документов или невыполнение их решений, а также другие нарушения законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутата или о реализации права законодательной инициативы граждан, если эти деяния не влекут уголовной ответственности, - влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пятнадцати базовых величин.

Протоколы об административных правонарушениях по ст.9.10 КоАП имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах (то есть, не должностные лица органов внутренних дел) либо прокурор. Дела об административных правонарушениях по ст.9.10 КоАП рассматривает суд (ст.ст.3.2, 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Обращаем внимание на то, что для привлечения лица к административной ответственности необходимо доказать, что лицо совершало в день выборов именно агитационные действия, то есть действия, имеющие целью побудить избирателей голосовать за (либо против) конкретного кандидата.

Во избежание недоразумений и оснований для привлечения к административной ответственности рекомендуем гражданам в день голосования не совершать действий (в том числе не носить определенных вещей, не размещать определенную символику в соцсетях), которые могут быть расценены отдельными лицами, уполномоченными на составление протоколов, как агитационные.

ID: 73495

Название: Адвокаты - об агитации

Картинка для анонса: 

Детальное описание: 

Что такое агитация?

В соответствии со ст.155 Избирательного кодекса Республики Беларусь предвыборная агитация - деятельность граждан Республики Беларусь, политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, кандидатов, их доверенных лиц, инициативных групп, осуществлявших сбор подписей по выдвижению кандидатов и проводящих агитацию за их избрание, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, голосованию за тех или иных кандидатов или против них.

Таким образом, к агитационным действиям относятся те действия отдельных граждан или групп граждан, которые имеют целью именно побудить избирателей голосовать за (либо против) конкретных кандидатов. Поскольку законодатель не установил конкретную форму, в которой осуществляются агитационные действия, можно сделать вывод, что агитационные действия могут выражаться в любой форме (в том числе и молчанием, и демонстрацией определенных вещей либо символов), если они совершаются с агитационной целью.

Когда агитация разрешена?

Системный анализ норм кодекса позволяет сделать вывод о времени начала и окончания предвыборной агитации: она начинается с момента регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь и заканчивается в полночь в субботу, предшествующую голосованию.

Какие существуют ограничения при проведении предвыборной агитации?

Запрещается агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда войны, содержатся призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву, или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.

Кандидатам в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их доверенным лицам, иным гражданам и организациям при проведении ими предвыборной агитации запрещается раздавать денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно предоставлять любые услуги и товары, за исключением агитационных печатных материалов, специально изготовленных с соблюдением требований настоящего Кодекса для избирательной кампании. При проведении предвыборной агитации запрещается воздействовать на граждан обещаниями передачи им денежных средств, материальных ценностей.

Запрещается агитация за кандидата в Президенты Республики Беларусь, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов.

Какая ответственность за нарушение ограничений при проведении предвыборной агитации?

В случае нарушения установленных законом ограничений при проведении предвыборной агитации соответствующие избирательные комиссии принимают меры по пресечению нарушений, а Центральная комиссия, территориальная, окружная избирательная комиссия вправе также отменить решение о регистрации кандидата.

Также за нарушение установленных законом ограничений при проведении предвыборной агитации лицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 9.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, где предусмотрена ответственность за "нарушения законодательства о выборах".

То есть, за нарушение установленных законом ограничений ЦИК может отменить решение о регистрации кандидата, а нарушившее ограничения лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Какая ответственность за проведение агитации в день голосования?

Агитация в день голосования не допускается. Однако, агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, сохраняются на прежних местах.

В соответствии со статьей 9.10 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь проведение агитации в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, либо незаконное привлечение или использование денежных средств или материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов, референдума, отзыва депутата или мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан, либо непредставление Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательной комиссии, комиссии по референдуму или комиссии по проведению голосования об отзыве депутата необходимых документов или невыполнение их решений, а также другие нарушения законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутата или о реализации права законодательной инициативы граждан, если эти деяния не влекут уголовной ответственности, - влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пятнадцати базовых величин.

Протоколы об административных правонарушениях по ст.9.10 КоАП имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах (то есть, не должностные лица органов внутренних дел) либо прокурор. Дела об административных правонарушениях по ст.9.10 КоАП рассматривает суд (ст.ст.3.2, 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Обращаем внимание на то, что для привлечения лица к административной ответственности необходимо доказать, что лицо совершало в день выборов именно агитационные действия, то есть действия, имеющие целью побудить избирателей голосовать за (либо против) конкретного кандидата.

Во избежание недоразумений и оснований для привлечения к административной ответственности рекомендуем гражданам в день голосования не совершать действий (в том числе не носить определенных вещей, не размещать определенную символику в соцсетях), которые могут быть расценены отдельными лицами, уполномоченными на составление протоколов, как агитационные.

Детальная картинка: 

Кем создан (ID): 1

Кем создан (имя): (admin) БРКА