Вход на сайт

Судебная тяжба или самостоятельное разрешение споров и налаживание отношений. Что лучше?

Всем нам известно, что на протяжении всей жизни человека на Земле и существования общества, отношения между людьми часто сопровождались и сопровождаются различными конфликтами и спорами. В современном мире эти конфликты носят разный по своей глобальности характер – от межгосударственных и межкорпоративных до внутрисемейных, конфликтов между продавцом и потребителем, между коллегами, соседями, конфликты школьников и студентов в учебных заведениях и т.д..

Способы урегулирования этих конфликтов и разрешения споров весьма разнообразны. Часть из них может разрешаться органами судебной власти, какие-то споры не могут быть предметом рассмотрения в суде и людям приходится долго, эмоционально и не всегда успешно разрешать их самим. А значительная часть и вовсе остается без разрешения и перетекает в долгосрочное противостояние спорящих сторон. В последнее время в мире, в том числе и в Республике Беларусь  все большее распространение получают альтернативные способы урегулирования разногласий между спорящими сторонами. Корни этого эффективного явления в нашей стране уходят в далекое  прошлое. Еще в XIIIвеке наши предки разделяли понятия слов «рядить» и «судить», что означало - целью разбирательства между противоборствующими сторонами  являлось не рассмотрение спора в строгом соответствии с нормами законодательства, а прежде всего - примирение сторон, создание некоего нового договора в отношении предмета спора. Разрешение споров «добрыми мужами» является прообразом современной процедуры посредничества, однако имеет ряд отличий и специфических особенностей.

Одним из таких способов является институт медиации, который сейчас активно применяется в судопроизводстве, а также  в ситуациях, неподведомственных суду.  Под медиацией  понимаются переговоры сторон с участием медиатора (третьей, нейтральной стороны) в целях урегулирования спора  сторон, путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения.

Необходимо констатировать, что на сегодняшний день в нашей стране  судебное разбирательство и иные юрисдикционные механизмы рассмотрения и разрешения гражданских дел являются основными способами защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и субъектов хозяйствования. При этом нельзя отрицать, что в современных условиях становления и динамичного развития гражданского общества они зачастую оказываются недостаточно эффективными. Участники спорных правоотношений становятся все больше заинтересованными в самостоятельном урегулировании возникающих противоречий на взаимовыгодной основе.

Медиация – один из механизмов саморегулирования, при которых субъекты общественных отношений (граждане и юридические лица) имеют возможность самостоятельно устанавливать правила поведения во взаимоотношениях и контролировать их соблюдение. Такие потребности не находят полного удовлетворения в рамках судебной процедуры, что обуславливает необходимость развития иных способов урегулирования правовых споров, в частности, медиации. Рост активности и ответственности участников гражданского оборота позволяет государству делегировать часть своих полномочий в определенных сферах институтам гражданского общества. И общество уже готово к этому – отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что разрешение и урегулирование правовых споров относится к одной из таких сфер.

         Медиацию можно представить как процесс, в ходе которого стороны конфликта при содействии нейтрального посредника определяют проблемы, выявляют пути их решения, проводят анализ вариантов завершения конфликта, выбирают наиболее подходящий путь разрешения спора, который бы соответствовал интересам всех сторон спора. Важным моментом в определении сущности медиации является то, что стороны, обращаясь к посреднику, рассчитывают на установление определенного контакта между собой, снятие эмоционального напряжения в переговорах и надеются найти то желаемое решение, которое позволит им разрешить возникший конфликт. При этом, по результатам процедуры стороны могут заключить соглашение, как в устной, так и в письменной форме.

Медиация, как процесс, направленный на взаимоприемлемое разрешение любого спора характеризуется тем, что в  качестве посредника в ней принимает действенное участие человек, прошедший специальную подготовку,  глубоко овладевший приемами ведения переговоров. То есть, это не просто посредничество - это профессиональное посредничество. При таком подходе  доверие со стороны участников конфликта к нейтральной третьей стороне, избранной ими в качестве медиатора, безусловно, возрастает. Следующей важной чертой медиации является  необходимость личного, непосредственного участия сторон в процедуре разрешения спора и проведение медиации при одновременном участии обеих сторон, а не в режиме заочной дипломатии. Задача медиатора, с которой он успешно справляется - направить обе стороны на выработку соглашения. Функция посредника при проведении медиации состоит в том, чтобы поддерживать взаимное общение сторон в конструктивном русле и не предполагает выработку рекомендаций по разрешению спора или дачу заключения о перспективах разрешения спора в суде или ином юрисдикционном органе. При этом, все переговоры сторон, информация, полученная друг от друга и ставшая от них известной медиатору, остаются конфиденциальными. Медиатор не может разгласить ее, а стороны не могут использовать ее в случае возникновения судебного спора. Любая из сторон медиации, сам медиатор, вправе в любой момент сообщить о выходе из нее или о ее прекращении. Самым важным, на наш взгляд, принципом медиации, является ее добросовестность. Каждая сторона, подписывая медиативное соглашение, осознает, что будет исполнять те договоренности, которые в нем заложены.   

Приведенные общие принципы и правила медиации указывают на то, что она представляет собой особым образом структурированный процесс, ведение переговоров по определенной схеме, с применением специальных приемов, которым обучен медиатор. Главной целью этого современного, экономичного и эффективного процесса является выработка взаимного соглашения, направленного не только на разрешение конкретного спора, но и на сохранение дальнейших нормальных отношений сторон.

Деятельность медиаторов в нашем государстве регулируется Законом Республики Беларусь 12 июля 2013 года N 58-З «О медиации», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2013 года № 1150 «Об утверждении Правил проведения медиации», Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 17 января 2014 года № 15 «Об утверждении Правил этики медиатора».

Медиация, как эффективный и действенный способ внесудебного урегулирования споров сначала  стала активно развиваться в столице страны, постепенно и уверенно распространяясь в регионах. Нельзя не отметить пусть медленное, но уверенное ее развитие в Гомеле – уже целый ряд, в том числе  казалось бы безнадежных и уже долго длившихся в суде споров, были успешно разрешены сторонами, прибегнувшими к медиации. Все остались довольны – и суд, и конечно же сами стороны, ведь их разумность позволила не только избежать дополнительных финансовых затрат, но и восстановить  добрые взаимоотношения между собой.

Более подробно узнать о медиации и ознакомиться со списком медиаторов можно на сайте данного Министерства юстиции Республики Беларусь  по адресу http://minjust.gov.by/ru/.

 

Добавить комментарий

Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с политикой приватности Mollom.