Вход на сайт

Порядок заключения и исполнения медиативного соглашения в рамках хозяйственного судопроизводства

 

Вопросы заключения и исполнения медиативного соглашения регулируются Законом Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 58-З «О медиации» (далее – Закон), который определяет медиацию как переговоры сторон с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения. Законом регулируются отношения, связанные с применением медиации в целях урегулирования споров, возникающих из различных правоотношений, в частности в связи с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Частью 2 ст. 2 Закона предусмотрено, что медиация может быть проведена как до обращения сторон в суд в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства, так и после возбуждения производства по делу в суде.

По общему правилу, основанием для проведения медиации является заключенное в письменной форме соглашение о применении медиации, то есть соглашение сторон о проведении переговоров с участием медиатора в целях урегулирования спора (споров) сторон в порядке, предусмотренном Законом.

Соглашение о применении медиации должно содержать положение о том, что все или отдельные споры, которые возникли из связывающего стороны правоотношения, подлежат урегулированию путем проведения медиации, а также сведения о медиаторе/медиаторах (которого/которых стороны выбирают по взаимному согласию), сроке и месте проведения медиации, вознаграждении медиатора. Соглашение о применении медиации может содержать и иные условия, согласованные сторонами (ч. 3 ст. 10 Закона).

Отмечу, что Законом установлены требования, предъявляемые к медиатору – физическое лицо, имеющее высшее юридическое или иное высшее образование, прошедшее подготовку в сфере медиации в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Республики Беларусь, либо имеющее опыт работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством, получившее свидетельство медиатора, выдаваемое Министерством юстиции Республики Беларусь на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам медиации.

Медиаторы подлежат включению в Реестр медиаторов, с которым можно ознакомиться по ссылке:  https://minjust.gov.by/directions/advocacy/mediation/list_register/.

После заключения в установленной форме соглашения о проведении медиации следует проведение самой медиации посредством переговоров, которая в случае достижения согласия между сторонами может закончиться заключением медиативного соглашения. Исходя из ст. 15 Закона к медиативному соглашению предъявляются следующие требования:

  • заключается сторонами в письменной форме;
  • должно содержать сведения о сторонах, медиаторе, предмете спора, а также о принятых сторонами обязательствах, направленных на урегулирование спора, и сроках их выполнения;
  • подписывается сторонами и медиатором;
  • не должно противоречить требованиям законодательства и нарушать права третьих лиц;
  • должно отвечать требования хозяйственного процессуального законодательства о мировом соглашении;
  • должно быть заключено с участием медиатора, включенного в Реестр медиаторов.

По общему правилу, медиативное соглашение должно исполняться на основе принципов добровольности и добросовестности. Но одновременно последствия неисполнения медиативного соглашения могут быть установлены сторонами в медиативном соглашении (п. 3 ст. 15 Закона). В то же время в случае неисполнения одной из сторон в установленные сроки достигнутых договоренностей возможно и принудительное исполнение медиативного соглашения, которое осуществляется в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, в частности, ст. 262[1] – 262[3] Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК). Основание для обращения в экономический суд – заявление о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения. Срок рассмотрения заявления составляет не более одного месяца со дня его поступления в суд, рассматривающий экономические дела, включая срок на вынесение определения суда (ч. 1 ст. 262-2 ХПК).

Данное заявление оплачивается государственной пошлиной, размер которой составляет 10 базовых величин (п. 12 приложения 15 к Налоговому кодексу Республики Беларусь).

Обращаю внимание, что суд, рассматривающий экономические дела, отказывает в выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения, если установит, что условия медиативного соглашения противоречат требованиям ХПК о мировом соглашении (ч. 1 ст. 262[3] ХПК). В свою очередь, такие требования к мировому соглашению сформулированы в ХПК (глава 10) и в нормах постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.06.2016 № 3 «О примирении сторон при рассмотрении судами гражданских и экономических споров».

По содержанию мировое соглашение обязательно должно содержать согласованные сторонами четкие и ясные условия о порядке, объеме и сроках выполнения обязательств одной стороны перед другой. В мировом соглашении могут быть предусмотрены условия об отсрочке или рассрочке выполнения обязательств, об уступке права требования, о признании долга или уменьшении его размера, об исполнении обязательства к определенному сроку, вопросы распределения понесенных судебных расходов, а также иные условия, необходимые для своевременного и полного исполнения заключенного мирового соглашения.

Мировое соглашение не может содержать условия, препятствующие выдаче исполнительного документа, и санкции за его неисполнение.

При утверждении мирового соглашения суд проверяет, является ли мировое соглашение свободным волеизъявлением сторон, соответствуют ли его условия законодательству и не нарушают ли чьих-либо прав и охраняемых законом интересов (в частности, речь о проверке полномочий представителей сторон, подписавших мировое соглашение; наличие обременений имущества, судьба которого разрешается и др.).

Несоразмерность взаимных уступок сторон сама по себе основанием к отказу в утверждении мирового соглашения не является.

Если стороны в мировом соглашении предусмотрели срок его исполнения, течение срока для предъявления судебного приказа к исполнению начинается со дня окончания срока добровольного исполнения стороной условий мирового соглашения и не зависит от времени обращения с заявлением заинтересованной стороны о выдаче судебного приказа (п. 11-15 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.06.2016 № 3).

 

На основании вышеизложенного следует, что разрешить спор представляется возможным без обращения в суд путем проведения медиации в порядке, предусмотренном законодательством, результатом которой может явиться медиативное соглашение. Последнее по общему правилу должно исполняться на добровольной основе, однако в случае неисполнения в установленные сроки возможно принудительное исполнение. Для этого необходимо обратится в экономический суд с заявлением о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения.

 

 

Добавить комментарий

Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с политикой приватности Mollom.