Уважаемые пользователи сайта! С 14 по 21 октября 2019 включительно будет осуществляться перевод сайта на новую платформу. В этот период сервисы на сайте будут недоступны.

Вход на сайт

НЕМНОГО ОБ АГЕНТСКИХ ДОГОВОРАХ

 

 

         Последнее время достаточно регулярно обращаются субъекты хозяйствования, намеревающиеся заключить договор по оказанию различных услуг для иностранной организации в качестве ее агента.

         При обращениях представляют, как правило, проекты договоров, предложенных со стороны нерезидентов.

         Договоры именуются по разному – «агентский договор», «договор консигнации», «дилерский договор».

         От обилия разных наименований договоров у клиентов возникает некоторое замешательство – какую форму договора выбрать.

         Не претендуя на исключительность мнения, попробуем в данно1 статье дать ответ на поставленный вопрос.

         Исходя из анализа проектов договоров, происходящих из стран СНГ и законодательства Республики Беларусь, в подавляющем большинстве случаев можно сделать вывод о том, что договоры:

коммерческого представительства (поручения),

комиссии,

консигнации

дилерский договор

и агентский договор

по своей сути представляют собой один вид посредничества – торговое представительство.

        Фактически для хозяйствующих субъектов это один и тот же вид гражданско-правовых отношений с некоторыми различиями, в зависимости от права страны.

         При этом, необходимо указать на то, что правовые различия оказывают мало влияния на фактические взаимоотношения сторон, поскольку договорам торгового представительства присущи общие характерные черты.

К ним, в частности, относится то, что:

  • торговый представитель действует в рамках поручения, которое ему дается доверителем (принципалом, комитентом, консигнантом);
  • торговый представитель не принимает на себя право собственности на продаваемый товар;
  • торговый представитель не несет рисков, связанных с утратой товара или неоплатой поставленного товара конечным покупателем (за исключением представителя-делькредере);
  • торговый представитель осуществляет свою деятельность за вознаграждение;
  • действия торгового представителя могут создавать права и обязанности для доверителя (принципала, консигнанта);
  • торговый представитель обязан отчитываться за свои действия перед доверителем (принципалом, комитентом, консигнантом).

 

         Для белорусских резидентов, выступающих в качестве агентов иностранных организаций, оптимальным вариантом является именно договор комиссии, поскольку Гражданский Кодекс республики Беларусь не предусматривает (напрямую) такого вида сделок как «консигнация», «дилерство» и «агентский договор».

         В соответствии со ст.880 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

         Согласно ст.882 ГК принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.

         В ст.885 ГК установлено, что комиссионер вправе отступить от указаний комитента, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах комитента и комиссионер не мог предварительно запросить комитента либо не получил в разумный срок ответа на свой запрос. Комиссионер обязан уведомить комитента о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным.

 

         В целом договор комиссии достаточно известный вид сделок и не вызывает сложностей с реализацией его положений на территории Республики Беларусь.

         Однако, заключая договор комиссии с нерезидентами необходимо учитывать, что на комиссионера возлагается обязанность уплаты косвенных налогов.

         Согласно статьи 114 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе таких договоров с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

         Согласно статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор) взимание косвенных налогов при импорте товаров осуществляется в государстве-члене, территория которого является местом реализации товаров.

         Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном приложением № 18 к Договору.

Справочно:

            Для целей определения налоговой базы стоимость товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в национальную валюту по курсу национального (центрального) банка государства-члена на дату принятия товаров к учету.

            Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства-члена, либо по форме, утвержденной компетентным органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

1) заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;

2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена. При наличии у налогоплательщика излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов либо сумм косвенных налогов, подлежащих возврату (зачету), как при импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, так и при реализации товаров (работ, услуг) на территории государства-члена, налоговый орган в соответствии с законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары, принимает (выносит) решение об их зачете в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам. В этом случае выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, не представляется;

3) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства-члена;

4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена;

5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена;

 

 

 

Добавить комментарий

Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с политикой приватности Mollom.