Вход на сайт

Механизмы снижения рисков стать жертвой мошенников при заключении и исполнении договоров перевозки и транспортной экспедиции

Столкновение с мошенническими действиями при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности является одной из ключевых проблем в данной области предпринимательских отношениях. Следствием мошеннических действий при этом как правило является хищение груза или неоплата стоимости услуг по перевозке.

Во многом проблема определяется особенностями  международного характера грузоперевозок, удаленностью контрагентов друг от друга, нахождением в разных государствах, ограниченностью применения механизмов проверки добросовестности партнеров.

Возможно ли исключить риски экспедиторов ? На мой взгляд, полностью сделать это не возможно. Но определенным образом минимизировать риски можно.

Итак, каковы основные способы совершения мошеннических действий.

  1. Принятие заявки на транспортировку через транспортную биржу или иным образом изначально с намерением похитить груз а не осуществить доставку.
  2. Менее болезненна ситуация когда мошенник планирует поручив перевозку не оплачивать ее. В этом случае, как правило, речь идет о нескольких одномоментно заказанных перевозках для увеличения мошеннического дохода.

Биржа

Процесс проверки биржей (если она вообще проводится на некоторых площадках) как правило не предполагает тщательности и доскональности и не предоставляет никаких гарантий пользователям. В любом случае, каким бы глубоким не был анализ администрацией биржи регистрирующегося субъекта, полагаться только на него недопустимо.

Вместе с тем, отдельные сведения могут косвенно свидетельствовать о повышенных рисках. Например, «свежая» регистрация контрагента (если такая информация биржей предоставляется) и отсутствие истории деятельности, а также низкая ставка фрахта по сравнению с рыночной.

Как правило, никаких отрицательных отзывов о фирме мошеннике не будет, поскольку способ хищения предполагает незначительный период времени преступной деятельности и последующий полный уход с рынка.

Вместе с тем, даже учитывая этот незначительный период, нередко жертвами становятся несколько компаний.

Поэтому «мониторить» отзывы и предостережения о новом потенциальном партнере (как на самих транспортных биржах, так и на просторах интернета в целом) будет совершенно не лишним.

 Гораздо больше информации о возможном контрагенте перед заключением договора может дать обращение к регистрам предприятий как национальным так и над национальным.  Европейские регистры предприятий являются довольно полными и доступными, так как Европейский Союз является одним из главных пропагандистов глобальной налоговой прозрачности.

Европейский портал  www.kyckr.com предлагает пользователям доступ к информации из Европейского бизнес-регистра, национальных регистров и других независимых регистров компаний.   Услуги регистра платные .

Информацию об европейских компаниях можно найти также через сайт Европейского бизнес-регистра — EBR (ebr.org), который дает ссылки на национальные регистры европейских стран.

Национальные регистры:

Австрия: Финансовые отчеты австрийских компаний можно найти на сайте государственного издания Wiener Zeitung (wienerzeitung.at). Информацию о компаниях в Австрии можно найти также в базе данных Firmenbuch (a1.net,

firmenbuch.kompany.com, firmenbuch.at), для поиска необходимо зарегистрироваться и оплатить услуги.

Бельгия: Информацию обо всех активных бельгийских компаниях и учреждениях можно найти на портале KBO Public Search (kbopub.economie.fgov.be).

Болгария: информация доступна на сайте Торгового регистра (brra.bg)

Венгрия: Регистр предприятий Венгрии  находится на сайте Министерства юстиции (e-cegjegyzek.hu). Альтернативный источник данных  — сайт   cegtalalo.hu (Company Hungary). Интерфейс доступен   и на английском языке.

Германия: Регистр предприятий Германии доступен на официальном сайте Судебного реестра федеральных земель (handelsregister.de).   Альтернативный источник данных о немецких предприятиях — сайт регистра компаний Unternehmensregister (unternehmensregister.de). Доступные языки интерфейса — немецкий, английский, французский, итальянский и испанский. Бесплатно доступно основная информация, за дополнительную также придется платить.

Испания: Информация  доступна на сайте Центрального коммерческого регистра — RMC (rmc.es). Сервис платный, необходима регистрация. 

Италия: Регистр итальянских предприятий доступен на сайте Торговой палаты Италии.  (infocamere.it)

Латвия: Латвийский регистр предприятий доступен на портале Lursoft (lursoft.lv) и предоставляет информацию обо всех предприятиях, общественных организациях и агентствах иностранных компаний, зарегистрированных на территории Латвии, включая их руководителей, основной капитал акционеров и годовые отчеты

Польша: Регистр польских предприятий доступен на сайте Министерства юстиции Польши (ms.gov.pl). Бесплатный сервис позволяет найти компанию по названию или по регистрационному номеру. Вся основная информация на сайте — на польском языке, английская версия сильно ограничена.

Сербия: информация на сайте  Агентства сербских бизнес-регистров  apr.gov.rs

Словакия: на сайте Регистра компаний Словакии (orsr.sk). Поиск бесплатный, доступен на словацком и английском языках.  

Словения: Регистр предприятий Словении доступен на сайте Агентства Республики Словения по публичным правовым актам и сопутствующим услугам — AJPES (pes.si).  

Украина: Официальный регистр украинских компаний доступен на сайте Министерства юстиции Украины (minjust.gov.ua).  

Финляндия: Регистр предприятий Финляндии находится на сайте Национального совета патентов и регистрации (National Board of Patents and Registration of Finland). Поиск информации о компаниях осуществляется через систему поиска BIS.

Франция: Официальный регистр французских предприятий доступен на сайте Infogreffe.

Хорватия: В Хорватии доступ к регистру предприятий, а также информация и статистика об экономике страны доступны на сайте Торгово-промышленной палаты Biznet. https://digitalnakomora.hr

Чехия: Публичный регистр предприятий в Чехии находится в ведении Министерства юстиции.  https://or.justice.cz/ias/ui/rejstrik

Швейцария:  

Регистр предприятий Швейцарии доступен на сайте Центрального каталога предприятий Zefix. https://www.zefix.admin.ch/en/search/entity/welcome  

Эстония:  Центральный коммерческий регистр Эстонии — это онлайн-сервис, основанный на центральной базе данных регистрационных департаментов судов. В этой базе данных содержится информация из коммерческого регистра, регистра некоммерческих ассоциаций и фондов.  https://ariregister.rik.ee/index.py?lang=eng

Россия: проверить контрагента можно на сайте федеральной налоговой службы nalog.ru.

 Упростить процедуру поиска сведений о новом партнере может обращение к

специализированным информационным агентствам, предоставляющих довольно полную информацию о субъектах хозяйствования, например кредит реформ имеющая офисы в 22 странах мира.  Фактически в каждой стране такая возможность имеется хотя и требует определенных затрат.   

Полученная информация о компании уже сама по себе может послужить основанием для принятия решения о сотрудничестве с новым партнером. Сопоставив данные предоставленные новым партнером с официальными можно убедиться в их достоверности или в обратном (это данные о месторасположении, руководителе, дате регистрации, налоговом номере). Субъекта хозяйствования может вообще не оказаться в действительности.

 В качестве еще одного дополнительного способа проверки компаний можно рассмотреть сопоставление данных которые предоставил партнер (адрес, телефоны, эл.почта и т.д.)  с данными справочников  и каталогов в стране регистрации. Например желтых страницах и т.п.  Поскольку мошенники не редко могут прикрываться реально существующей организацией, но при этом использовать совершенно иные номера телефонов. Простой телефонный звонок по официальным номерам указанным в каталоге может выяснить действительно ли вы имеете дело с данным субъектом хозяйствования.

Кроме этого, актуальную информацию о контрагенте можно получать в национальных объединениях экспедиторов и перевозчиках.

 Особенно пристальное внимание проверке контрагента следует уделять при перевозках дорогостоящих и высоколиквидных грузов – таких как бытовая техника и товары широкого потребления. А также когда заказ размещается сразу на большое количество перевозок.

 Я хотел бы отметить, что в рассматриваемой ситуации можно говорить лишь об уменьшении рисков, но не о их полном исключении.

В этой связи можно привести примеры, когда мошенники покупают реально действовавшую компанию, проверка которой ничего фактически не даст.

 Одним из самых эффективных способов избежать крупных убытков которые могут уничтожить бизнес является страхование. Это может быть страхование ответственности экспедитора. Страхование дорогостоящего груза как имущества. Либо требование страхования ответственности последующего экспедитора или перевозчика.

Конечно, самым надежным является страхование грузов, однако при этом и самым затратным, что учитывая порой небольшую маржинальность перевозки не всегда приемлемо.

Требование страхования ответственности от последующего экспедитора или перевозчика безусловно минимизирует риски, одно и тут есть свои но. Нередки случаи предоставления недействительных, недействующих а то и просто поддельных страховых полисов, проверить которые не просто, поскольку информация о страховании составляет предмет страховой тайны. В случае же с иностранными компаниями это требует еще и значительного времени.

Конечно, следует в обязательном порядке запрашивать подтверждение действительности договора страхования в страховой компании выдавшей полис. Но как я уже сказал, страховщик может отказать в предоставлении информации, или предоставить ее недостаточно оперативно.

В моей практике были случаи, когда информация о страховании страховой компанией подтверждалась, а впоследствии при возникновении проблемной ситуации страховая компания давала противоположную информацию.

 Кроме этого следует отметить, что правила страхования, содержание которых не всегда возможно изучить (речь о страховании ваших партнеров), содержат немало ограничений и исключений, позволяющих страховым компаниям на законных основаниях отказывать в страховой выплате, либо осуществить ее в ограниченных размерах.

Собственное страхование ответственности позволяет подойти к этому вопросу гораздо тщательнее, изучив предложения на рынке страхования, внимательно ознакомившись с условиями страхования разных страховщиков, и выбрав оптимальный вариант с учетом репутации страховой компании и ее статистических показателей – в частности соотношения собранных страховых взносов к страховым выплатам. Конечно страхование своей ответственности на приемлемых условиях исключающих многие риски потребует финансовых затрат.

Тем не менее хотел бы отметить, что при наступлении страховых случаев страховщики иногда ведут себя недобросовестно. При этом выдвигаются и не предусмотренные правилами страхования требования, выискиваются надуманные причины для отказа в страховой выплате, предвзято трактуются правила страхования.

 А теперь рассмотрим вопросы действий при возникновении проблем – т.е. когда появляются основания предполагать худшее. Например водитель перестал выходить на связь и сообщать местонахождение, или не прибыл к назначенному времени и также не отвечает. Или ваш контрагент также перестал отвечать на звонки и сообщения.

Мое мнение заключается в том, что в такой ситуации лучше «перебдеть», чем надеяться, что все благополучно разрешиться.

Необходимо сразу же обратиться в правоохранительные органы места погрузки, т.е. по месту предполагаемого совершения преступления – хищения груза. Кроме этого, необходимо обратиться в компетентные органы страны регистрации вашего контрагента, а также стран транзита и получения груза, направляя обращения в центральные органы. Конечно нет никаких гарантий, что правоохранительные органы проявят необходимое рвение и оперативность, но совершить эти действия необходимо.

Относительно того кому обращаться в органы правопорядка, то хотелось бы отметить, что сообщение о совершенном преступлении может поступать от неограниченного круга лиц. Вместе с тем, конечно предпочтительнее что бы с таким заявлением в территориальные органы обращались именно местные субъекты хозяйствования – отправители, получатели, экспедиторы.

В качестве примера важности быстроты реакции на проблему могу привести случай, когда похищенный груз бытовой техники удалось обнаружить и вернуть крупной белорусской торговой компании. Водитель польской автомашины нанятый мошенниками выгрузил груз на одном из складов Польши в соответствии со своей заявкой и не глядя на ЦМР накладную. Оперативный поиск груза, позволил обнаружить его на складе с которого мошенники просто не успели его вывезти.

Но это ситуация с привлечением «настоящего» перевозчика. И скорее исключение чем правило. В случае использования поддельных регистрационных номеров и документов, шансы обнаружить груз достаточно малы.

Хотел бы обратить внимание, что предотвращение мошенничества гораздо более эффективно попыткам преодолеть последствия мошеннических действий. Случаи обнаружения похищенных грузов   единичны.

 Использование всех вышеперечисленных инструментов в их совокупности особенно   при перевозке дорогостоящих грузов – как правило грузов бытовой техники и электроники, послужит минимизации рисков понесения убытков.   Возможно включению затратных способов защиты от потенциальных убытков, но и исключению ситуаций когда сам бизнес и репутация могут быть поставлены под угрозу.

           И последнее. Никогда не следует пренебрегать квалифицированной юридической помощью при возникновении проблемной ситуации, в самом ее начале, а не тогда когда исправить эту ситуацию становится очень сложно или даже невозможно. Возможные затраты как правило несоизмеримо ниже возникающих убытков.

 

Добавить комментарий

Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с политикой приватности Mollom.