burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Бузо Александр Владимирович

Вклад в имущество хозяйственного общества

Вклад в имущество хозяйственного общества.   28 апреля 2021 года вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон о хозяйственных обществах), которые были внесены Законом Республики Беларусь от 5 января 2021 года № 95-З «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ» и в соответствии с которыми предусмотрен новый способ финансирования хозяйственного общества его участниками – безвозмездный вклад в имущество хозяйственного общества в целях оказания финансово-экономической поддержки деятельности хозяйственного общества без увеличения уставного фонда и изменения размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам, на основании договора, заключенного между участником и хозяйственным обществом.   Содержащаяся в статье 29-1 Закона о хозяйственных обществах норма о вкладах в имущество, помогает участникам решить вопросы, связанные с необходимостью уменьшения уставного фонда или ликвидации хозяйственного общества в случае, когда стоимость его чистых активов по результатам второго и каждого последующего финансового года окажется менее уставного фонда, или менее установленного законодательством минимального размера (для акционерных обществ и некоторых других обществ), или равной нулю, или отрицательной. Вышеуказанные изменения в Закон о хозяйственных обществах предписывают не позднее 6 (шести) месяцев после окончания соответствующего финансового года уменьшить уставный фонд или принять решение о ликвидации хозяйственного общества соответственно. Поскольку при внесении вклада участника в имущество хозяйственного общества не происходит увеличение уставного фонда, этот способ финансирования хозяйственного общества его участником (в отличие от внесения вклада в уставный фонд) помогает сделать стоимость чистых активов выше уставного фонда.   Однако, по 31 декабря 2021 года включительно, т.е. до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2021 года № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» такой вклад в имущество хозяйственного общества рассматривался в качестве внереализационного дохода этого общества на основании подпункта 3.7 пункта 3 статьи 174 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) и, как следствие, учитывался при расчете налоговой базы налога на прибыль. С 1 января 2022 года безвозмездный вклад в имущество хозяйственного общества не включается в состав внереализационных доходов общества на основании подпункта 4.25 пункта 4 статьи 174 НК и не влияет на размер уплачиваемого налога на прибыль, что увеличивает привлекательность использования участниками рассматриваемого механизма финансово-экономической поддержки деятельности хозяйственного общества.   Таким образом, нормы налогового законодательства, хоть и с опозданием, были изменены вслед за изменением законодательства о хозяйственных обществах. Однако дополнительно для применения нормы о безвозмездном вкладе в имущество хозяйственного общества необходимо определить её соотношение с нормами о безвозмездной (спонсорской) помощи и иностранной безвозмездной помощи с учетом того факта, что соответствующие нормативные правовые акты не были изменены в этой части.   Согласно пункту 1 Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее – Указ № 300) юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее – ИП) Республики Беларусь вправе оказывать организациям, ИП, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых Указом № 300. Учитывая существенные различия в субъектных составах, упоминаемых в Указе № 300 и в статье 29-1 Закона о хозяйственных обществах (вклад вносится в имущество хозяйственного общества его участниками, которые могут быть как юридическими, там и физическими лицами) и четко определенное назначение внесения вклада в имущество хозяйственного общества, а также что статья 29-1 Закона о хозяйственных обществах не содержит упоминания безвозмездной (спонсорской) помощи, в том числе при упоминании договора между участником и хозяйственным обществом, полагаем, что положения Указа № 300 не распространяются на внесение вклада в имущество физическими лицами, а также иностранными юридическими лицами и не должны распространяться на ситуации внесения вклада в имущество юридическими лицами Республики Беларусь.   Согласно пункту 5 Приложения к Декрету Президента Республики Беларусь от 25 мая 2020 года № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет № 3) иностранной безвозмездной помощью признаются, в том числе, денежные средства и товары (имущество), безвозмездно передаваемые (предоставляемые) отправителями получателям в собственность, пользование, владение и (или) распоряжение. В пункте 3 того же Приложения даны определения терминам «денежные средства», «имущество», «товар», из которых прямо исключены денежные средства, недвижимое имущество, движимые вещи, вносимые в качестве вклада в уставный фонд юридического лица его иностранным учредителем. Аналогичного исключения для безвозмездных вкладов в имущество хозяйственных обществ сделано не было, несмотря на то, что в Декрет № 3 вносились изменения после внесения вышеупомянутых изменений в Закон о хозяйственных обществах. Учитывая изложенное, полагаем, что в случае внесения вклада в имущество хозяйственного общества в виде денежных средств, недвижимого имущества, движимых вещей иностранным участником нормы Декрета № 3 будут применимы, что подтверждается позицией Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь по данному вопросу.   Таким образом, внесение вкладов в имущество хозяйственных обществ резидентами Республики Беларусь (юридическими и физическими лицами) является действенным инструментом финансирования хозяйственного общества, который не влечет дополнительных трудностей и расходов.   При внесении вклада в имущество в виде денежных средств, недвижимого имущества, движимых вещей нерезидентами Республики Беларусь, в том числе гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь либо находящимися за пределами Республики Беларусь более 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления помощи, потребуется соблюдение хозяйственным обществом дополнительных формальностей и обязательств в соответствии с Декретом № 3, а именно: ·   учесть положения законодательства о предоставлении иностранной безвозмездной помощи при оформлении договора между хозяйственным обществом и его участником и иных документов, в том числе об использовании помощи на цели, установленные Декретом № 3; ·   открыть благотворительный счет для иностранной безвозмездной помощи для внесения вклада в имущество в виде денежных средств; ·   подать заявление, план целевого использования помощи и иные необходимые документы в Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь для регистрации иностранной безвозмездной помощи, за исключением помощи в виде товаров для использования в производственно-хозяйственной деятельности получателя стоимостью до 500 базовых величин; ·   сделать оплату за регистрацию иностранной безвозмездной помощи в размере 0,5 процента от суммы (стоимости) полученной помощи; ·   получить удостоверение о регистрации иностранной безвозмездной помощи; ·   использовать иностранную безвозмездную помощь на цели, установленные Декретом № 3; ·   предоставить отчет об использовании иностранной безвозмездной помощи.   Кроме того, следует учесть, что в соответствии с подпунктом 3.7 пункта 3 статьи 174 НК в состав внереализационных доходов включаются суммы иностранной безвозмездной помощи, не освобожденные от налогообложения в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь. Таким образом, возникает вопрос, что будет применяться подпункт 3.7 пункта 3 статьи 174 НК (предусматривающий налогообложение иностранной безвозмездной помощи в случае отсутствия оснований для освобождения от налогообложения по Декрету № 3) либо подпункт 4.25 пункта 4 статьи 174 НК (предусматривающий отсутствие налогообложения безвозмездного вклада в имущество хозяйственного общества).   Полагаем, что в данном случае должен применяться подпункт 4.25 пункта 4 статьи 174 НК как специальная норма в отношении безвозмездного вклада в имущество хозяйственного общества. Подпункт 3.7 пункта 3 статьи 174 НК является более общей нормой, посвященной безвозмездно полученным денежным средствам, товарам (работам, услугам), имущественным правам, иным активам. В таком случае, подпункт 4.25 пункта 4 статьи 174 НК является исключением из общего правила. Кроме того, полагаем, не должно быть разницы в налогообложении белорусского хозяйственного общества в зависимости от того, от кого получен безвозмездный вклад в имущество хозяйственного общества – резидента Республики Беларусь или нерезидента Республики Беларусь.   Однако, рекомендуем до внесения безвозмездного вклада в имущество хозяйственного общества нерезидентами Республики Беларусь, получить письменные разъяснения налоговых органов Республики Беларусь по вопросам применения налогового законодательства в этой части.   15.09.2022  Авторы:
Бузо Александр Владимирович адвокат Минской областной специализированной юридической консультации по оказанию правовой помощи субъектам хозяйствования № 2 Минской областной коллегии адвокатов   Ерицян Лилит Эдвардовна юрист Общества с ограниченной ответственности «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры»
Добавить комментарий
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено