burger
map-header

г. Минск, ул. В. Хоружей, 3

phone-header

+375(17) 370 80 10

mail-header account
Концепция развития адвокатуры История адвокатуры Беларуси Как стать адвокатом Порядок и условия оказания юридической помощи адвокатами Политика БРКА в отношении обработки персональных данных Правила пользования сайтом БРКА Правила пользования юридической онлайн-консультацией Указ Президента Республики Беларусь "О Концепции правовой политики Республики Беларусь" Закон Республики Беларусь "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь" Закон Республики Беларусь "О лицензировании" Закон Республики Беларусь "О порядке исчисления стажа работы по специальности" Постановление "Об утверждении Правил профессиональной этики адвоката" Постановление "О прохождении стажировки лицами, намеревающимися стать адвокатами" Постановление "О порядке проведения квалификационного экзамена" Госгарантии и льготы семьям, воспитывающим детей

Статья адвоката

Пинхасик Илья Зеликович

СТОИТ ЛИ ОСПАРИВАТЬ РАЗМЕР УЩЕРБА ПРИ ДТП ВИНОВНОЙ СТОРОНЕ ?

Вы попали в ДТП и были признаны виновным – это само по себе неприятно. Но настоящие неприятности начинаются после. Когда вам приходит претензия или иск о взыскании возмещения за причинённый ущерб на огромную сумму. В каких случаях взыскиваемую сумму можно уменьшить, и какие факторы на это влияют, разберем подробнее.

Напоминаю, страховые компании страхующие автомобили по «КАСКО» в случае причинения ущерба в результате ДТП имеют право взыскать сумму, затраченную на выплату страхового возмещения с виновной стороны. Это возможно в порядке суброгации.

Виновник может оспорить размер ущерба безотносительно к своей виновности. Размер ущерба может значительно отличаться в зависимости от того для какого вида страхования произведен расчет. На сумму влияет множество факторов, которые при разных методиках расчета очень разнятся.

КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РАЗМЕР ВЕРЕДА

В настоящее время единственным нормативным актом, устанавливающим методику определения размера вреда для целей страхования, являются Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утв. Приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию 14.09.2004 N 30-од .

Обычно определение размера вреда осуществляется в следующем порядке:

1. Проводится осмотр поврежденного транспортного средства с вызовом виновника

2. Определяются исходные данные для расчета размера вреда (в том числе процент износа заменяемых деталей)

3. Рассчитывается стоимость ремонта, поврежденного транспорта

4. С помощью специальной программы рассчитывается размер вреда

5. Составляется заключение специалистом - оценщиком

Процент износа, нормы часов на ремонт конкретного узла и стоимость новых деталей специалист берет не из «головы». Все нормы по износу, количеству затраченных на ремонт часов, стоимости деталей строго регламентированы и заложены в специальное программное обеспечение по расчету размера ущерба. Ошибиться в цене специалист-оценщик не может. Неправильно можно рассчитать ущерб, только изначально выбрав неподходящий метод расчета.

НДС НЕ ДОЛЖЕН ВКЛЮЧАТСЯ В РАЗМЕР ВРЕДА

Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к республиканским налогам. Это значит, при расчете восстановительного ремонта и размер фактического ущерба НДС не может включаться «автоматически». Нужно документально подтвердить его уплату в бюджет. Фактически неоплаченный налог не может учитываться при определении размера ущерба.

МЕТОДИКИ РАСЧЕТА И ИТОГОВАЯ СУММА

Расчет ущерба для виновника ДТП, который является страхователем, и который не является стороной по договору добровольного страхования, осуществляется по-разному.

Также транспортное средство по заключению специалистов может быть признано неремонтопригодным или погибшим. Транспортное средство считается погибшим (уничтоженным), если его ремонт технически невозможен или экономически нецелесообразен. Ремонт считается экономически нецелесообразным, если расчетная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства за вычетом стоимости обновления без учета налога на добавленную стоимость превышает рыночную стоимость транспортного средства на день наступления страхового случая. Для «КАСКО» «гибель» транспортного средства считается, если ожидаемая стоимость ремонта превышает 70% от страховой стоимости. Для иных целей стоимость ремонта определяется с учетом износа заменяемых деталей и для «гибели» должна превышать стоимость автомобиля на дату ДТП.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

В одном из дел при расчете размера вреда для определения исковых требований была взята не рыночная стоимость поврежденного авто, а страховая стоимость по «КАСКО», которая была определена по соглашению между сторонами договора страхования. Данный подход суд счел неправильным, так как причинитель вреда никого отношения к добровольному страхованию не имел и не брал на себя никаких повышенных обязательств перед потерпевшим. Если лимита ответственности по договору обязательного страхования гражданской ответственности не хватает, то лицо ответственное за причинённый вред конечно обязано произвести доплату. Однако размер этой доплаты определяется как разница между размером вреда определённым для целей обязательного страхования и выплатой которую произвел страховщик ответственности. В данном случае страховщик при предъявлении иска предоставил расчет размера вреда для целей добровольного страхования с учетом гибели транспортного средства для целей «КАСКО». В ходе судебного заседания при указании на неправомерность такого подхода, им был произведен перерасчет. После перерасчёта заявленных требований по возмещению ущерба размер вреда снизился в 5 раз (со 100 000 рублей до 20 000 рублей).

И так стоит ли оспаривать размер ущерба при ДТП виновной стороне? Однозначно да. Ведь изменив методику расчета можно существенно снизить взыскиваемую сумму.

Авторы:

Илья Пинхасик

Елена Чака

Сайт: pinhasik.by

Добавить комментарий
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено