История затонувшего банка.

6 февраля 2020

История затонувшего банка.


  Время назад Национальный банк отозвал лицензию у банка, специализировавшегося на выдаче потребительских кредитов. Банк тот и «отпеть» давно успели, а «похороны продолжаются». Бывшим клиентам банковского учреждения поступают исковые заявления о взыскании задолженности по кредитному договору, а также - платы за пакет услуг, оказанных  банком еще «при жизни». Среди услуг, предъявленных к взысканию числятся следующие: 1. Выпуск и обслуживание банковской платежной карточки. 2. Подключение, обслуживание и отправка СМС-уведомлений о сумме и дате ежемесячного платежа. 3. Подключение, обслуживание и отправка СМС-уведомлений о полном погашении задолженности и прекращении обязательств по кредитному договору. 4. Подключение, обслуживание и отправка СМС-уведомлений об операциях по карте. Услуга под номером 3 - подключение, обслуживание и отправка СМС-уведомлений о полном погашении задолженности и прекращении обязательств по кредитному договору, по определению не могла быть оказана клиентам должникам. Кредитный договор такого типа относится к категории смешанных. В нем содержатся признаки договора возмездного оказания услуг, так как банк не только выдал кредит, но и подрядился оказывать услуги по его сопровождению. В соответствии со ст. 733, 734, 735, 736  ГК РБ: по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в законодательстве или договоре возмездного оказания услуг. Заказчик вправе отказаться от договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.  Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков. Оказать клиентам – должникам услугу: подключение, обслуживание и отправка СМС-уведомлений о полном погашении задолженности и прекращении обязательств по кредитному договору, банк не мог, соответственно -  клиенты не имеют обязанности по оплате  услуги, которая не была оказана. Тем не менее, иски заявляются на сумму полностью оказанного пакета услуг, а суды взыскивают денежные средства за услугу номер 3, наряду с реально оказанными услугами.

Статья адвоката: Таборко Наталья Викторовна